55,1K подписчиков

МИФЫ СЛАВЯН: ДАЖЬБОГ.

1,4K прочитали
Дажьбог. Картина Андрея Шишкина
Дажьбог. Картина Андрея Шишкина

Чей сын Дажьбог?

Дажьбог в традиции — сын Перуна, и дни его следуют за Перуновыми днями. Однако в Ипатьевской летописи 1114 года он же именуется сыном Сварога: «Сын его именем Солньце его наричуть Дажьбог. Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе муж силён».

Сему свидетельству монаха нет причин доверять, ибо христиане нередко путали имена и дела языческих богов. А приведённая в Ипатьевской летописи фраза о Дажьбоге, как сыне Сварога, является славянским переводом с греческого оригинала «Хроники Иоанна Малалы» (рукопись 15-я), только болгарский или русский монах заменил Гефеста на более знакомого ему Сварога, а Гелиоса — на Дажьбога. Почему Гелиос в греческом оригинале назван был сыном Гефеста (что не так), оставляем гадать грекам. Но и в переводе спутано, кто чей сын.

И ещё, можно вспомнить, что бога Солнца Хорса (нередко именуемого Хорсом-Дажьбогом) в «Беседе трёх святителей» именуют "ангелом громным" наряду с Перуном — "два еста ангела молнияна». А то, что Хорс назван Громовержцем, относится именно к богу Хорсу-Дажьбогу, сыну Громовержца Перуна и, значит, также повелителю громов. Так что сохранилась и традиция почитать Тарха Дажьбога сыном Перуна (ср. Аполлон Таргелий сын Зевса).

В «Слове о полку Игореве» русские называются внуками Дажьбога: «погыбашеть жизнь Дажьбожа внука»; «встала обида в силах Дажьбожа внука».

В «Велесовой книге» Дажьбог именуется «дедом» русов, родивших нас «через корову Земун»: «Дед наш Дажьбог был впереди» (Род IV, 2:10); «мы — славные потомки Дажьбога, родившего нас через Корову Земун» (Род IV, 4:3).

Первую половину имени сего Солнце-бога, слово «дажь», производят как — жечь, либо от повелительного наклонения слова «даждь» — дати-давать. А потому Даждьбог — податель благ, то есть бог дающий. Известная фраза «дай Бог» также служит поминанием имени Дажьбога.

И поминают Сына Перунова Дажьбога в августе, на Спасы (медовый, яблочный, полотняный).

1-й Праздник Дажьбога — Медовый Спас (14 августа).

Дажьбог. Работа М. Преснякова
Дажьбог. Работа М. Преснякова

Спас, то есть Спаситель, по славянской ведической традиции — это древнее имя Дажьбога. Но имя праздника (14 августа — Медовый Спас) имеет и иной смысл — спасение Дажьбога отцом Перуном. Так же как был спасён Дажьбог, так же будут спасены и его внуки — русские люди.

В эти дни вспоминали о том, как Марена (вторая супруга Дажьбога) обрызнула его заколдованной водою либо напоила мёдом с волшебными травами — и так превратила в Златорогого Оленя. Собственно, "наставила рога", изменив с Кащеем-Зимою. Обра­тила же Дажьбога обратно только после того, как Перун пригрозил испепелить богиню молнией.

И не случайно именно в сей день Владимир крестил Русь в 988 году, ибо разумел напоить вином новый веры, вином Марии-Марены, русичей, внуков Дажьбога. Собственно, потому причащение вином (как бы "кровью Спасителя") и стало главным обрядом христиан.

Огнищане на Медовый Спас приступали к уборке ржи и жита. Начинали заготавливать малину.

Пчёлы в эту пору уже не носят медовой взятки, и потому пасечники подрезали соты. Пчеловоды освящали собранный мёд, угощались, готовили медовые пироги и пряники, медовые напитки, сурью.

Тогда полагали, что мёд защищает от Смерти-Марены, способствует долголетию. Также от козней Марены защищались маком. Верили, что если осыпать дом маком, то все её чары минуют сей дом.

По лесам в день Медового Спаса бродит Златорогий Олень — это Тарх Дажьбог, обернутый Мареной. Как только Олень обмочит копыто в воде, вода становится студёной.

Не стучит, не гремит копытами,
А калёной стрелою летит Олень!
У Оленя копыта серебряные,
У Оленя рога красна золота!
— Ты куда летишь, молодой Олень?
— Я бегу, я лечу ко речной воде...
Нужно в воду Оленю копытом ступить,
Тем копытом серебряным воду студить!
«Книга Коляды», XI, 2
Олень св. Герберта на ликере Егерьмейстер (в видении Олень Дажьбога предстал охотнику Герберту и тот стал святым).
Олень св. Герберта на ликере Егерьмейстер (в видении Олень Дажьбога предстал охотнику Герберту и тот стал святым).

2-й Праздник Дажьбога — Яблочный Спас (19 августа).

Дажьбог. Картина А. Гусельникова
Дажьбог. Картина А. Гусельникова

Второй раз Дажьбог был спасён птицей Гамаюн в то время, когда он направлялся в Навь биться с Велесом, а потом с Вием. По древнейшей традиции, после противостояния Дажьбог и Велес побратались, ибо Дажьбог был внуком Велеса (через мать русалку Рось), а с Вием борьба была непримиримой.

Тогда Буря-Яга супруга Велеса, оборачивалась яблоней и вставала на пути Дажьбога. Если бы Дажьбог отведал яблок Бури-Яги, то он бы погиб, но Дажьбога предупредила птица Гамаюн. Так Гамаюн стала служить не только Велесу, но также и внуку его Дажьбогу.

До этого времени запрещается есть яблоки (на Руси, в средней полосе). Раньше крестьяне верили, что в Ирии детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Велес и Ясуня раздают яблоки. А тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Потому многие взрослые, у которых дети умерли, до второго Спаса считали за грех съесть яблоко. После яблочного Спаса начинается сбор яблок и запрет снимается...

А вот что сказано в "Книге Коляды" о смысле сего обычая для славян, детей крылатой богини Матери Славы...

"Как на остров Алатырский к древу — яблоне златой — Матерь Слава прилетала. И то дерево златое Матерь Слава любовала. Древо любовала, гнёздышко свивала. Только его свила — деток выводила.
Детушкам родимым птица говорила:
— Уж вы детушки мои! Детушки родные! Вы не клюйте, мои детки, яблочки златые! Время Спаса не пришло, Солнце в терем не зашло...
А как только срок пришёл — слову тому вняли, и все яблочки златые с дерева склевали. Только их склевали — матушку пытали:
— Матушка ты, Матерь Слава! Ты поведай нам, как быть? Как нам к батюшке на небо — правый путь открыть?
Преблагая Матерь Слава за детей просила, батюшку молила. Вышний тому слову внял и к себе детей призвал. Оттого с златого древа — детки послетали, звёздочками в вышине дети Славы стали.
И о звёздах, детях Славы, песни мы теперь поём, славу птицам воздаём..."

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси