Нужен талант или не нужен, чтобы заниматься творчеством или искусством?
Театр, художественная мастерская, студия писателя — не кирпичный завод, на котором имеются точные рецепты изготовления кирпичей. Рецептов для создания произведений не существует.
В искусстве нет правил поведения на все случаи, и не может быть обязательных рецептов — как играть, например, Гамлета. Уж конечно, сегодня не так, как пятьдесят лет назад, а через пятьдесят лет — не так, как сегодня. Потому что и полвека назад, и сегодня, и еще через полвека актер решал, решает и будет решать, прежде всего, основной вопрос — для чего он сегодня играет Гамлета. Решив, для чего, будет искать и найдет — что играет и как.
Искусство — всегда в поиске вечных вопросов «для чего», «что» и «как». Иногда говорят: В искусстве нет, и не может быть, вообще, никаких правил и законов!
Цитирую Маяковского: « Поэзия вся — езда в незнаемое!»
Такие «установки» часто дают не только начинающим поэтам, но и молодым актерам, художникам, музыкантам. Указывают также и на иные безуспешные попытки раскрыть законы творчества. Приводят известную поговорку, мол, талант — как деньги: если он есть — так есть, а если его нет — так нет. И в заключение рассказывают печальную историю несчастной сороконожки, перед которой был поставлен категорический вопрос: что делает ее семнадцатая ножка в тот момент, когда тридцать третья опускается, а двадцать вторая поднимается? Несчастная сороконожка, так задумалась, что и, вовсе разучилась передвигаться. Однако никакие доводы, поговорки, анекдоты и цитаты не могут подтвердить невозможное,— что вообще никаких законов нет. Есть творческий процесс, развитие таланта,— значит, есть и законы, управляющие этими явлениями. И если говорить, что поэзия — езда в незнаемое, то очевидно — Маяковский великолепно знал цель каждой «своего приезда», не ждал, когда на него «накатит вдохновение», а методически трудился, как прилежный мастер, и даже написал статью «Как делать стихи». А главное — «незнаемое», как известно, это не синоним «непознаваемого». Незнаемое — всегда, исходная точка в процессе познания.
Талант, по энциклопедическому определению,—«высокая степень одаренности, то есть такого сочетания способностей, которое обеспечивает человеку возможность наиболее успешного осуществления той или иной деятельности». Формулировка явно отличается от определения, что талант – божий дар, божья искра. Именно от тех времен НАМ досталась в наследство, неизжитая до сих пор боязнь проявить свои таланты, изучить условия его возникновения, особенности его развития, возможности его совершенствования. Времена идеализма прошли, а МИФ о непознаваемости творческого процесса живет по инерции по сей день.