Найти тему
Raut Route

ЧелоВЕЧНОСТЬ: почему стоит посетить выставку керамики, открывшуюся недавно в Москве

Керамика — самый человеческий, если так можно выразиться, вид прикладного искусства. И, наверное, один из самых древних (наряду с лозоплетением).

Екатерина Яковлева. Астарта. Богиня любви. 2016
Екатерина Яковлева. Астарта. Богиня любви. 2016

Старейшим керамическим артефактом сегодня считается вестоницкая Венера (на которую чем-то неуловимо похожа Астарта с заглавного фото), датируемая 29–25 тысячелетиями до нашей эры. Но наверняка и задолго до неё люди уже лепили из глины посуду, обжигали горшки и утварь.

Собственно, и сам человек — «керамическое» произведение: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В таком понимании керамика, как тонко подметила автор пресс-релиза о выставке Вера Лагутенкова, «становится не просто обожжённой, а обОженной глиной».

На сей раз, формируя выставку, Московский союз художников решил исследовать понятие «человечность». Из чего она состоит, как её определить и измерить? Ограничивается ли она биологической принадлежностью к homo sapiens или является особой формой интеллектуально-чувственного познания действительности, для которой человек становится мерилом всех вещей?

В итоге все сошлись во мнении, что «человечность» состоит, как минимум, из двух ипостасей: дольней (телесной, бытийной, плотской, физиологической) и горней (философски-возвышенной, духовной, тонкой, трансцендентной). Что организаторы попытались передать в названии выставки — «ЧелоВЕЧНОСТЬ». А её участники — в представленных на ней работах. И тем, и другим это, на мой взгляд, более чем удалось.

Проект объединил живописцев, скульпторов, профессионалов в области монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Посетителей ждут не только обширная экспозиция и авторские экскурсии, но и мастер-классы, а также экспресс-лекции о фарфоре и полуфарфоре, фаянсе и майолике, окислительно-восстановительном обжиге раку и глазуровке, надглазурной и подглазурной росписи и других невероятных возможностях работы с глиной.

Выставка проходит в Московском доме художника (ул. Кузнецкий мост, д. 11) до 26 августа.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. Знаю, что многие керамику почему-то недолюбливают. Ну, что ж. Не зря говорят, на вкус и цвет… Я только добавила бы ещё: «… формат и байонет».