Обучение
В россии существует две дороги становления стюардом первый вариант - это прийти в понравившуюся авиакомпанию и узнать о вакансии если она открыта соискатель проходит следующие этапы анкетирования, собеседования и медицинской комиссии. Также важно понимать что большинство авиакомпаний имеет свои требования к бортпроводнику подробнее о которых можно узнать на сайтах авиакомпаний, но к стандартным требованиям относят: рост от 165 до 190 см, размер одежды для женщин до 46, мужчин до 52, знание английского языка, отсутствие судимостей. Время обучения от 3 до 6 месяцев как правило после обучения борт проводник обязан отработать в авиакомпании определенное количество лет. Второй вариант - платное обучение в школе борт проводников на данный момент в России есть несколько учебных заведений после которых, как правило трудностей с трудоустройством не возникает, средняя стоимость 45 тыс. руб. список нескольких из них:
- Школа бортпроводников (Москва, СПБ, Казань, Волгоград, Красноярск)
Работа
Как мы уже выяснили поиск работы не должен вызывать особых трудностей. После окончания обучения бортпроводник сдает экзамен в авиакомпании и в качестве стажера летает с инструктором 30 часов после чего получает должность бортпроводника. Иерархия бортпроводников выражается в классах: 3 класс (начальный уровень) далее следует 2 и 1 класс для получения которых нужно налетать 2000 и 3000 часов соответственно.
Рабочая смена стюардов, как и у пилотов начинается за 2 часа до рейса. Направление рейса выбирает компьютер как и членов экипажа, выполняющих рейс. За это время бортпроводники проверяют состояние салона, проверяя наличие аптечек, огнетушителей, исправность кислородных масок. Пересчитывают обеды, комплекты одеял, готовят салон к приему пассажиров. Во время полета бортпроводники поддерживают чистоту в салоне, подают пассажирам напитки и еду. В случае необходимости успокаивают, оказывают первую помощь.
Обязанности бортпроводника:
- рассказывать о технике безопасности во время пребывания на борту и в случае экстренных ситуаций;
- встреча гостей и сопровождение в пассажирскую зону;
- помощь в поиске места, размещении ручного багажа;
- поддержание чистоты в салоне до, во время и после рейса;
- прием продовольственных продуктов и предметов гигиены;
- разнос еды и напитков;
- сопровождение к выходу по завершению рейса;
- при обнаружении забытых вещей сдает их в специализированный отдел находок;
- помощь в настройке коммуникационных источников, раздача буклетов, журналов, жилетов безопасности, подушек и прочего инвентаря;
- оказание психологической поддержки, первой медицинской помощи в случае необходимости;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
Зарплата
Минимальная зп. составляет 30 тыс. руб. В среднем по России бортпроводник получает 50 тыс. руб. при международных перелетах +10 тыс. руб. Эталоном по З.П. в России является Аэрофлот минимальная зп. 40-50 тыс. руб., а максимальная – 1500-1800 дол. Также сотрудники авиакомпаний получают различные привилегии:
- 70 календарных дней отпуска;
- оплата санаторно-курортного отдыха;
- оплата дошкольных заведений детям;
- страховки;
- льготные цены на билеты авиалинии для экипажа и для их родственников;
- корпоративная коммуникация;
- проживание в отелях во время командировок.
Ввиду повышенной опасности профессии, женщины имеют право выйти на пенсию в 45 лет, мужчины — в 50.
Карьерный рост
Карьерный рост борт проводника примерно такой: стажер - бортпроводник - старший бортпроводник. В обязанности старшего бортпроводника входят те же обязанности, что и у обычного стюарда + ответственность за действия остальных членов команды.
Достоинства и недостатки профессии:
Достоинства:
- посменный рабочий график, предполагающий большое количество свободного времени;
- социальный пакет, включающий специальные льготы;
- возможность путешествовать бесплатно;
- шопинг за рубежом;
- ранний выход на пенсию.
К недостаткам профессии относятся:
- повышенный риск для жизни и здоровья;
- необходимость запоминать большой объем информации;
- высокая физическая и эмоциональная нагрузка;
- незначительные карьерные перспективы;
- необходимость взаимодействовать с большим количеством разных пассажиров;
- риск лишения работы из за ухудшения здоровья;
- ночные рейсы и командировки;
- местами ненормированный график труда.
Как итог, профессия бортпроводника не так проста как кажется, но при этом дико интересная. В некоторых ситуациях от вас будет требоваться самоконтроль и выдержка, но все это мелочи если вы любите путешествовать и открыты для общения с новыми людьми. Также стоит отметить, что не все бортпроводники прошли отбор с первого раза, это к слову о том, что не стоит бояться отказа и пытаться снова и снова попасть на работу мечты.
Источники: Навигатор поступления; О-профессии.