Из цикла "Вечно живая комедия"
Анализировать дальнейшее развитие событий в комедии, мне кажется, невозможно без предварительной характеристики двух персонажей – Молчалина и Скалозуба. Я уже встречала в комментариях отзывы о них, прочитала, что ждут моих статей, надеясь, что они будут отличаться от традиционных характеристик, потому что «критика в школьных учебниках этих персонажей плоская и абсурдная». Конечно, учебники, особенно в наше время, существуют разные, но боюсь, что разочарую тех, кто ждёт похвал героям. Причём опираюсь я исключительно на то, что написал Грибоедов, а если и ссылаюсь на иные отзывы, то, в основном, на мнение людей, живших в то же самое время, что и автор комедии (или близко к тому).
Итак, Алексей Степанович Молчалин – вроде бы говорящая фамилия, но всё не так просто. «На цыпочках, и не богат словами» он с теми, от кого зависит, с другими же очень даже говорлив: Чацкого будет поучать, в сценах с Лизой явит, как говорил Н.В.Гоголь, «галантерейное обхождение».
Чацкий несколько раз скажет о глупости Молчалина. И, конечно, с точки зрения Александра Андреевича, Молчалин глуп и ничтожен. Его ум не «алчет познаний», у него нет интереса «к искусствам творческим, высоким и прекрасным» - его привлекают «песенки новенькие». Однако вспомним слова В.Г.Белинского, что Молчалин «умён, как дьявол, когда дело идёт о его личных выгодах».
Итак, что же мы знаем о нём? Молчалин – «секретарь Фамусова, живущий у него в доме». Сам Фамусов скажет:
Безродного пригрел и ввёл в моё семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведён через моё содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Кто-то из моих читателей предположил, что все эти милости оказаны, потому, что Молчалин – незаконный сын Фамусова. Думаю, что это предположение, которое в принципе могло бы быть верным (такие случаи встречались: жил же в семье Гончаровых некий Август Мюнтель – об этом я писала здесь), совершенно невозможно в данной ситуации. Фамусов, бесспорно, подозревает о симпатии Софьи к Молчалину («Молчалин давече в сомненье ввёл меня»), однако беспокоит его только «безродность» и бедность Молчалина. Павел Афанасьевич – совершенно нормальный человек, и думаю, что если бы он мог предположить о возможной любви брата к сестре… Продолжать не буду – и так всё ясно.
Нет, взят в дом Молчалин именно за свои деловые качества:
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Взят он из Твери – города, расположенного на пути «из Петербурга в Москву», города, где, как рассказывают, пытались сделать карьеру те, кто не мог получить выгодной должности в столицах. Сам он вспоминает завет отца (кстати, говорящий об очень невысоком статусе его семьи):
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
И этот завет он выполняет блестяще! Он уже имеет «чин асессора» - это 8 класс по «Табели о рангах», дающий право на потомственное дворянство, и старается всеми силами «и награжденья брать и весело пожить».
Имея, как он сам говорит, два таланта, «умеренность и аккуратность», Молчалин упорно идёт к своей цели. «Числясь по архивам» (и успев за это время «два награжденья получить»), секретарь Фамусова, по существу, делает за него всю работу.
Весьма выразительно его поведение в первой же сцене. Предоставляя Софье придумывать объяснения, почему он оказался «здесь и в этот час», он затем сообщит, что поспешил «с бумагами-с».
Вообще прелестно: молодой человек идёт на любовное свидание, прихватив папку с деловыми бумагами! При этом выясняется, что он уже успел, что называется, «поработать с документами»:
Я только нёс их для докладу,
Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,
Противуречья есть, и многое не дельно.
Слов нет, очень предусмотрительный молодой человек!
Кстати, ещё об одном чисто юмористическом моменте. Готовя статью, я пересмотрела ряд публикаций не с «плоской и абсурдной» характеристикой персонажей, а с утверждением, что Молчалин и Скалозуб – «единственные положительные герои комедии» (для меня-то это звучит дико). Так вот в одной из них я встретила изумительный пассаж о том, что Молчалина «все уважают»: «В первом действии Фамусов явно проявляет уважение к Молчалину, пропуская его впереди себя, хоть и был явно раздражён и не доволен их утренней встречей». А по-моему, здесь налицо явное стремление Фамусова не дать Молчалину обменяться с Софьей ни словом, ни взглядом. Уважения не видно ни в одном слове Фамусова.
И ещё об уважении. На балу он всячески будет обхаживать старуху Хлёстову, смягчая её дурное настроение. Чацкий правильно же заметит:
Старушки все народ сердитый;
Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был как громовой отвод.
Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!
При этом Молчалин не забудет и себя:
Я вашу партию составил: мосьё Кок,
Фома Фомич и я.
Посмотрите, какая компания за карточным столом: кроме Хлёстовой, «сам Фома Фомич», который «при трёх министрах был начальник отделенья», заезжий француз (не тот ли самый «французик из Бордо»?) и… Алексей Степанович!
Однако своим он пока ещё не стал, и уезжающая с бала Хлёстова чётко укажет его место:
Молчалин, вон чуланчик твой,
Не нужны проводы; поди, Господь с тобой.
И «чуланчик» располагается внизу, а не во «втором жилье», где господские комнаты, - какое уж тут уважение!
Однако пока Молчалина это не очень заботит: он идёт к своей цели. Поразительна его беседа с Чацким. Мне часто приходится читать, что, дескать, Чацкий не желает слушать разумных доводов Молчалина о службе, и т.п. Но пишущие это, как правило, забывают, что, в отличие от Чацкого, Молчалин служит как раз «лицам, а не делу», меньше всего думая о пользе государственной, оценивая, чем ему может быть полезен тот или иной человек. Он и не может понять, как это Чацкий, имея такие возможности и знакомства, не использует их для карьеры.
А для Молчалина хороши любые средства. Мне кажется, очень верно написал о нём Д.И.Писарев: «Молчалин сказал себе: “Я хочу составить карьеру”, — и пошёл по той дороге, которая ведет к “степеням известным”: пошёл и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдёт».
А как будет идти, поговорим в следующий раз.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Все статьи о "Горе от ума" - здесь
Навигатор по всему каналу здесь