Найти тему

Юрий Любимов. В память о мастере

Викентий Пухарев

5 октября на 98 году из жизни ушел народный артист России Юрий Петрович Любимов. Выдающийся театральный режиссер, по праву олицетворяющий целую эпоху. Имя его легендарного театра — Московского театра драмы и комедии на Таганке, взращенная им звездная труппа (Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Алла Демидова, Иван Дыховичный, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Инна Ульянова, Семен Фарада, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий и др.) в свое время являлись символами свободного художественного и гражданского высказывания. Таганка Любимова, которая началась в 1964 году со спектакля по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана», подарила зрителю поэтические композиции по стихам Андрея Вознесенского («Антимиры», 1965) и молодых поэтов, погибших на войне («Павшие и живые», 1965). За ними следовали смелые трактовки русской и зарубежной классики: «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида (1965), «Жизнь Галилея» Брехта (1966), «Тартюф» Мольера (1968), «Гамлет» Уильяма Шекспира (1971), «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1977), «Преступление и наказание» Федора Достоевского (1979), «Три сестры» Антона Чехова (1981), «Живаго» Бориса Пастернака (1993) и многие другие, воплощенные средствами очень личной, откровенной игры актеров.

Однако в тени значительной фигуры Любимова-режиссера, чьи безграничная фантазия и профессионализм бесспорны, осталась другая, интересующая нас сегодня грань его творческой биографии — актерская карьера в кино. Тем более что в молодости он снялся в 18 фильмах, в которых чаще всего выступал в ролях второго плана, а однажды — в крохотном эпизоде, когда его имя даже не значилось в титрах («Поединок», 1945, режиссер Владимир Легошин).

-2

Главная же роль в кино досталась Любимову лишь однажды, в его первом фильме. Экспериментальная лента «Новеллы» (1941, режиссер Александр Мачерет) стала одной из первых цветных картин на советском экране (отсюда часто употребляемое в литературе другое ее название — «Цветные киноновеллы»). Фильм включает два несвязанных между собой сюжета. В первой новелле — «Свинопас» (по сказке Ганса Христиана Андерсена) и снялся 24-летний актер Юрий Любимов, двумя годами ранее окончивший Театральное училище им. Б.В. Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Б. Вахтангова. Трудно представить более естественного и вместе с тем артистичного принца-свинопаса, в каждой детали игры которого чувствуется блестящий актерский тип героя-любовника.

Этот ни на что непохожий фильм, вопреки эпохе (или нашему сегодняшнему представлению о ней), сохранивший свободный дух авангардного искусства, стал одной из первых работ и для других исполнителей, названых в титрах «молодежью Мосфильма». Несмотря на то, что они не состоялись как актеры первого ряда, своими многочисленными ролями второго плана или эпизодами они запомнились зрителю едва ли не сильнее прославленных кинозвезд. Так, исполнители ролей принцессы и короля в «Свинопасе» — Вера Владимировна Алтайская (1919-1978) и Григорий Ойзерович Шпигель (1914-1981), впервые появившись на экране в 1938 году, снялись в нескольких десятках фильмов самых разных жанров, а Шпигель к тому же озвучил 26 мультфильмов.

За «Новеллами» следуют другие картины, в которых персонажам Любимова приходится оттенять главных героев и героинь в исполнении тогдашних властителей экрана: Михаила Жарова, Павла Кадочникова, Николая Крючкова, Марины Ладыниной, Тамары Макаровой, Василия Меркурьева, Любови Орловой, Евгения Самойлова, Людмилы Целиковской, Бориса Чиркова и др.

Его фильмографию 40 — 50-х составляют практически все существовавшие к этому моменту жанры советского кино. Ряд картин, в которых он снялся — признанные образы большого стиля, как, например, музыкальная комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949), где Любимов исполнил роль Андрея.

Он снимался в фильмах, которые по-разному переживали опыт прошедшей войны. Рядом с драмами «Дни и ночи» (1944, режиссер Александр Столпер), «Голубые дороги» (1947, режиссер Владимир Браун), «Мальчик с окраины» (1947, режиссер Василий Журавлев) снимались и легкие комедии о недавних военных буднях, вроде режиссерского дебюта Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» (1946), где Любимов сыграл французского летчика Жана. Роль второго плана (старший лейтенант Рудников) досталась ему и в фильме «Три встречи» (1948), любопытной попытке объединить в одно полотно три истории, снятые по отдельности тремя режиссерами — Александром Птушко, Всеволодом Пудовкиным и Сергеем Юткевичем. Фильм несколько с идеалистических позиций отражает проблему реализации вчерашнего фронтовика в мирной жизни. Этому же посвящена более поздняя картина «Город зажигает огни» (1958, режиссер Владимир Венгеров) по повести Виктора Некрасова «В родном городе», действие которой разворачивается в послевоенном Киеве. Здесь Любимов выступил в одной из своих самых ярких актерских работ — Алексея Ивановича Бойкова, декана в строительном институте.

Отдельного внимания заслуживают биографические ленты, снимавшиеся в то время. Фильмы, отражающие тему выдающейся личности в отечественной истории, заявленную в советском кинематографе легендарной картиной «Чапаев» (1934) братьев Васильевых, в 40 — 50-х годах, когда в целом снимали немного, составляли едва ли не треть всего кинопроизводства СССР.

Любимов появился в ряде эпизодов в следующих картинах из этого цикла: «Мичурин» (1948, режиссер Александр Довженко), «Белинский» (1951, режиссер Григорий Козинцев) и «Композитор Глинка» (1952, режиссер Григорий Александров). И если в фильме об известном селекционере он предстал в анонимной роли переводчика, то в двух других картинах сыграл вполне конкретных исторических личностей — географа и издателя Николая Григорьевича Фролова (1812-1855), публиковавшего в редактируемом Виссарионом Белинским журнале «Современник» собственные переводы Александра фон Гумбольдта; а также младшего современника Михаила Глинки, композитора Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869).

Спустя некоторое время, в эпоху уже другого кино, вновь не в главной роли, Любимов снялся в биографическом фильме о Константине Циолковском «Человек с планеты Земля» (1958, режиссер Борис Бунеев).

Не обошел актерский талант Любимова и экранизации классической литературы. В кино-воплощении хрестоматийного «Робинзона Крузо» (1947, режиссер Александр Андриевский) — исполнил роль Пятницы. В одной из многочисленных киноверсий водевиля Дмитрия Ленского «Лев Гурич Синичкин, или Провинциальная дебютантка» («На подмостках сцены», 1956, режиссер Константин Юдин) — сыграл графа Зефирова. В экранизации пьесы тогдашнего «живого классика» Евгения Шварца «Голый король» («Каин XVIII», 1963, режиссеры Надежда Кашеверова и Михаил Шапиро) — Любимов предстал в роли Первого Министра. Самого же Короля по сложившейся традиции сыграл Эраст Гарин (напомню «Золушку» 1947 года, снятую Кашеверовой по сценарию Шварца).

Лишь один фильм из тех, в которых снялся Любимов, не увидел экран в свое время. Работа над лентой «Прощай, Америка!» (режиссеры Александр Довженко и Юлия Солнцева), начатая в 1951 году была приостановлена, и только в 1996 году этот интересный образец пропагандистского кино времен Холодной войны был показан на Берлинском кинофестивале. В основу картины, в которой Любимов сыграл корреспондента Блейка, легла книга бывшей сотрудницы американского посольства в Москве Аннабелль Бюкар «Правда об американских дипломатах» (1949).

Театральная биография Любимова в эти годы была не менее насыщенной. В 1946 году он был зачислен в труппу Вахтанговского театра, а в 1959 — поставил на его сцене свой первый спектакль по пьесе Александра Галича «Много ли человеку надо». Начало режиссерской работы постепенно положило конец многообещающей актерской карьере Любимова в театре и кино. С появлением собственного театра в 1964 году, он навсегда расстался с экраном, сделав исключение лишь в 1970 году, снявшись в заключительном фильме трилогии о Пете и Гаврике «Хуторок в степи» (режиссер Борис Бунеев, сценарий Валентина Катаева).

Итак, непосредственная работа в кино для Любимова тогда окончательно завершилось, но ему суждено было вновь прийти в кино уже в качестве персонажа. Редкий художник удостаивается чести быть увековеченным при жизни в художественном фильме, даже косвенно, как это произошло с Любимовым в картине «Сукины дети» (1990, режиссер Леонид Филатов). Сюжетная основа фильма — драматический эпизод из истории Таганки, когда в 1984 году, находясь за границей, Любимов дал интервью иностранной прессе, в котором искренне изложил свое отношение к ситуации с культурой в СССР. К этому моменту еще на этапе репетиций были запрещены две его постановки — «Борис Годунов» Александра Пушкина и «Театральный роман» Булгакова. Ударом для режиссера стал наложенный властью запрет на саму идею почтить память безвременно ушедшего в 1980 году коллеги Владимира Высоцкого специальной постановкой.

Эти публичные высказывания стоили Любимову отстранения от художественного руководства его театром и лишения советского гражданства. И то и другое было сделано заочно и на самом высшем уровне, так что ему не оставалось ничего, кроме бессрочной эмиграции и, между тем, плодотворной режиссерской работы на драматических и оперных сценах самых разных стран.

В своем дебютном фильме Филатов, актер Таганки, лично переживавший эту ситуацию, усугубил ее показом «возможных последствий»: жесткий протест актеров театра против назначения нового режиссера, объявление голодовки, угроза самосожжением, наконец, смерть одного из актеров…

Жизнь оказалась куда оптимистичнее: в ходе Перестройки политическая ситуация в СССР изменилась настолько, что уже через 4 года Любимов триумфально возвратился на родину, вернул себе гражданство и смог завершить прерванные проекты. Затем следовали несколько десятилетий плодотворной работы, новые награды и очередные удары судьбы (в 1992 и 2011 годах), однако возвращение Любимова в кино так больше и не произошло.