Начало федоскинскому промыслу было положено в 1795 году, когда владелец небольшой подмосковной фабрики, выпускавшей лакированные козырьки для фуражек и военных касок, купец Коробов решил наладить производство модных лаковых табакерок. Он съездил в Германию, внимательно ознакомился с фабрикой Штобвассера, где производились тогда лучшие изделия такого рода, переманил нескольких мастеров. Зерно упало на благодатную почву. Федоскинские крестьяне быстро освоили процесс изготовления табакерок, овладели секретами миниатюрной живописи, требующей прочных навыков и тонкого художественного вкуса.
После кончины Коробова в 1825 году фабрика перешла в управление к его зятю Петру Васильевичу Лукутину. Начался один из самых знаменательных периодов для подмосковного лакового производства, которое стало заметно выделяться среди конкурирующих мастерских. Продукция фабрики расходилась по всей Российской империи, пользовалась успехом заграницей. Кроме табакерок, выпускались всевозможные шкатулки, коробочки, портсигары, спичечницы, кошелечки, альбомы и другие мелкие бытовые предметы.
Если Коробов начинал практически на пустом месте, то Лукутин получил уже основательно обустроенную фабрику. Однако развитию производства способствовал и еще один фактор — Лукутин хорошо знал об эстетических запросах и вкусах своей эпохи. Известно, что Лукутин и его наследники были собирателями фарфора и имели большую и разнообразную коллекцию изделий различных русских и зарубежных заводов. Некоторые из них и повлияли на сложение стиля федоскинской миниатюры лукутинского периода.
С 1828 году П. В. Лукутин получил право ставить на своих изделиях изображение государственного герба. С этого времени на внутренней стороне крышки коробочки, шкатулки, табакерки изображался золотом по красному или черному лаку герб с двуглавым орлом и инициалами или полной фамилией владельца.
Технология производства изделий, которой пользовались лукутинцы, сохранилась в общих чертах и в наши дни. Первичным материалом служит картон. Тонкие его полосы промазываются клейстером и плотно навиваются на деревянные или металлические болванки, соответствующие формам и размерам будущих изделий. Так создается папье-маше. В несложном прессе подобные катушки выдерживаются до «завязи», после чего снимаются и просушиваются на вольном воздухе. Из того же картона прессуются пластины, предназначенные для донышек и крышек. После того, как заготовки пропитают льняным лаком, их снова сушат, а точнее «прокаливают» в специальных камерах. Закалка, длящаяся 5-6 дней, придает папье-маше легкость и прочность. Заготовки попадают к столярам, которые создают из них изделия с донышками и крышками. Затем грунтовщики и лакировщики покрывают их несколькими слоями масляного грунта и черного лака, причем каждый слой просушивается и шлифуется пемзой. Внутренняя поверхность изделий окрашивается в красный цвет.
Лишь после всего этого федоскинская коробочка попадает к художнику-миниатюристу и начинает оживать. На бумаге создается тонкий и точный рисунок, основные линии которого переносятся на кальку и обводятся с обратной стороны краской. Такое «обратное» изображение накладывается на предварительно загрунтованную поверхность крышки. В соответствие с отпечатком мастер и ведет роспись. Федоскинцы пишут масляными красками, выдавленными в небольшом количестве на стеклянную палитру. В руках у них тонкие кисти из упругого колонкового колоса.
Художник завершил свою работу, но коробочка еще не готова. Напоследок живописная миниатюра покрывается несколькими слоями прозрачного масляного лака, который затем шлифуется порошком пемзы и полируется ладонями до зеркального блеска. Лак смягчает и объединяет краски, как бы вплавляет миниатюру в самую плоть изделия. И, что не менее важно, предохраняет ее от внешних воздействий и делает долговечной.
Cлаву промыслу принесли «тройки», «чаепития», «сенокосы», «русские пляски» и другие сцены из жизни крестьян, простого городского люда. Подобные сюжеты были особенно близки федоскинцам. Нередко они обращались к произведениям русских художников и перерабатывали их. В зависимости от формы изделия менялась композиция, рисунок упрощался и приобретал обобщенный характер без второстепенных персонажей и некоторых подробностей. В итоге миниатюра не превращалась в уменьшенную копию картины, а была самостоятельным произведением искусства.
К началу 20-го века фабрика начала приходить в упадок, а в 1904 году и вовсе была закрыта. Лишь через шесть лет несколько бывших лукутинских мастеров образовали артель и начали работу по восстановлению и развитию промысла. В советские годы появились талантливые мастера, которые начали создавать собственные композиции на тему революции и достижений советской власти.
Подлинным достижением промысла стала разработка и утверждение в массовом производстве сказочной тематики. Сказка в творчестве федоскинских мастеров очень часто становилась похожей на быль. Полотна В. Васнецова, И. Шишкина, А. Саврасова, Ф. Васильева во многом определили самостоятельное творчество федоскинских пейзажистов, научили их ценить скромную красоту среднерусской природы, тонко передавать ее состояния.
Сегодня в просторных мастерских Федоскинской фабрики лаковой миниатюры продолжают трудиться художники-миниатюристы. В их творчестве прослеживаются богатые традиции промысла. Радует, что традиции федоскинской миниатюры не оказались на задворках истории и продолжают жить и развиваться.
Спасибо, что прочли статью до конца!
Поддержите нас лайком, подпиской на канал Лавка старины и репостом в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши публикации были вам интересны!