Найти тему
Знание — сила

Философия Эпикура

Занятия философией после блестящих свершений Платона и Аристотеля должны были стать не самым легким делом. Каждый по-своему, но эти два гиганта классического периода практически исчерпали темы для дискуссии. Что еще можно было обсуждать? Эпикур решил, что пора просто заняться вопросами того, как сделать жизнь приятной.

Эпикур
Эпикур

Если Платон и Аристотель были сосредоточены на природе бытия, разделе философии, известном под названием метафизики, учение Эпикура было сосредоточено на этических вопросах. Он задавался вопросом, как должны жить люди. Он считал, что цель жизни, ее нравственная основа, заключаются в легкости, свободе от волнений, то есть, другими словами, в счастье. Стремление к счастью, по мнению Эпикура, было стремлением к наслаждениям.

«Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным» (Эпикур)

В современной традиции этот подход был неправильно истолкован как разрешение на потребление исключительно чувственных удовольствий, главным образом, изысканной еды, веществ, изменяющих сознание, и секса. Однако Эпикур был далек от животных стремлений. Величайшее удовольствие в жизни он находил в приобретении друзей и приобретении новых знаний. Свой подход он изложил в следующих словах: «Нельзя, — утверждает Эпикур, — жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

Эпикур не был исступленным искателем наслаждений. Он находил счастье в жизни, лишенной страха
Эпикур не был исступленным искателем наслаждений. Он находил счастье в жизни, лишенной страха

Страх смерти

Эпикур был убежден, что самым большим препятствием для счастливой жизни является фактор страха. И все эти страхи происходят из одного источника — страха смерти. Чтобы люди могли стать по-настоящему счастливы, они должны перестать бояться смерти. Один из способов борьбы с этим страхом — вера в то, что жизнь продолжается и после смерти. Однако Эпикур полагал, что что бы ни происходило после смерти, в одном можно быть совершенно уверенным: жизнь закончилась. После смерти те чувства и рассуждения, что составляли самое жизнь, не имеют никакого значения.

Смерть — конец вашей способности испытывать или чувствовать, конец осознанию самого себя. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, — говорил Эпикур. — Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Тогда что в смерти есть такого, чего нужно бояться? Эпикур прожил долгую жизнь, хотя и отравленную слабым здоровьем. В последний день своей жизни на смертном одре он писал о том, как он счастлив.