Найти в Дзене
Моё кино

Драма «С вечера до полудня». Как фильм стал лучшим продуктом тандема драматурга и режиссёра

Семейная драма «С вечера до полудня», вышедшая на экраны страны в 1981 году, бесспорно является одной из лучших работ режиссёра Константина Худякова. В основе фильма лежит пьеса драматурга Виктора Розова, который и выступил автором сценария. Более того, фильм «С вечера до полудня» сам Розов называл одной из самых успешных экранизаций его работ, не считая киношедевра «Летят журавли» (1957)...

Семейная драма «С вечера до полудня», вышедшая на экраны страны в 1981 году, бесспорно является одной из лучших работ режиссёра Константина Худякова. В основе фильма лежит пьеса драматурга Виктора Розова, который и выступил автором сценария. Более того, фильм «С вечера до полудня» сам Розов называл одной из самых успешных экранизаций его работ, не считая киношедевра «Летят журавли» (1957).

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981). Киностудия "Мосфильм".
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981). Киностудия "Мосфильм".

Виктор Розов написал пьесу «На беговой дорожке» ещё в конце 60-х. Спектакль с таким названием шёл одно время в знаменитом Ленинградском БДТ, который ставил сам Товстоногов. Правда пьеса была сильно урезана — мелодраматическая линия отношений Лёвы Груздева (в фильме играет Эдуард Марцевич) и сестры Кима Жаркова Нины (играет Людмила Савельева) изрядно скомкана. Выброшена была и финальная часть приезда бывшей жены Кима Аллы, чтобы забрать их сына Альберта...

Только спустя два года, в 1970 году в Московском «Современнике» пьеса Розова будет поставлена Олегом Ефремовым в более полном варианте и будет с успехом идти под названием «С вечера до полудня».

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

Режиссёр Константин Худяков познакомился с Леонидом Филатовым ещё на картине «Иванцов, Петров, Сидоров...» (1978). Картина не стала откровением режиссёра и актёра. Фильм получился средненький... Но совместная работа положило начало многолетней дружбы двух одарённых людей. «...Костя — человек со вкусом, литературно подкованный, интеллектуальный, очень тонкий, мягкий..., — писал в своих воспоминаниях Леонид Филатов, – При всей своей репутации актёрского режиссёра он никогда не мучает актёров бесконечными повторами, дублями, не кричит через всю съёмочную площадку актёру свои замечания, не унижает его. Он подходит к актёру всегда индивидуально, тихонько шепчет на ухо свой комментарий или просьбу повторить сцену и отходит. И любой артист без всяких препирательств соглашается с его замечаниями. Никогда никто не спорит, потому что он подсказывает очень точно и ясно. Любую сцену Константин, прежде чем начать репетировать, наговаривает, показывает её, но не по-актёрски, а как бы со стороны...»

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

После фильма «Иванцов, Петров, Сидоров...» Худяков снимал Филатова и в других своих картинах: «Кто заплатит за удачу?» (1980), «Успех» (1984), «Претендент» (1987)... Но лучшей совместной работой этого тандема, безусловно, стала драма «С вечера до полудня» (1981).

Статья по теме: Самые красивые пары советского кино. Леонид Филатов и Нина Шацкая

Герой Леонида Филатова Ким, тренер, не достигший больших побед в спорте (ведь у спортсменов век короток), переживает настоящий кризис. По большому счёту, и всю его семью можно назвать неудачниками. Глава семьи — не слишком удачливый писатель, который сжигает рукопись своего последнего романа. И словно опровергая булгаковское утверждение, что «рукописи не горят», исчезает в огне его последнее произведение. Хотя в прошлом, отец семейства был маститым автором, и издавался большими тиражами, и квартиру сталинскую получил...

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

Сестра Кима Нина, пребывающая в депрессии, из-за того, что её бросил Лёва, которого она до сих отчаянно любит и прощает ему всё, даже попытку самоубийства. Да и сам Ким, от которого ушла жена, и единственным смыслом жизни для которого, становится их единственный сын Альберт.

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

Больше всего на свете герой Филатова не любит людей, которых называет «всадниками», – это те, кто, «оседлав коня, лупят во весь свой собственный карьер... и не видят, куда его лошадь ставит копыта. Куда и на кого». Его Ким тоже вынужден делать выбор, чтобы самому не стать таким же «всадником», распорядившись судьбой сына, к которому он привязан. И тем не менее он отпускает Альберта к матери, хотя до этого решения проходит через многие испытания.

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

Сыграть эту роль Филатову помогли настоящая драматургия Розова и крепкое режиссёрское плечо Худякова. Его Ким чем-то близок и самому Филатову. Он может быть несдержанным, злым, истеричным, несправедливым в своих доводах, жёстким, но вместе с тем, необыкновенно тонким и ранимым человеком, порядочным и даже благородным. Он словно соткан из противоречий, его характер словно балансирует на острие. Он топчет портрет жены, но всё равно зрители понимают, что Ким её до сих пор любит и всё ещё ждёт. Ждёт каждый день. Он не желает, чтобы сын ехал с матерью в Англию, пусть всего на месяц, а потом сам настаивает на поездке, стремительно меняя решение...

«Работать над фильмом было одно наслаждение, – вспоминает режиссёр Константин Худяков. – Съёмочная группа опережала все графики работы. Не было проблем, сколько метров плёнки в день снимать. Мы построили этот Дом, где жили герои, мы разобрали пьесу, как будто это была наша жизнь...»

На съёмках фильма.
На съёмках фильма.

Съёмки семейной драмы проходили в павильонах «Мосфильма» весной-летом 1981 года. А премьера на Центральном Телевидении состоялась 1 января 1982 года.

Худяков как всегда собрал целое созвездие актёров — Всеволод Санаев, Людмила Савельева, Эдуард Марцевич, Наталья Фатеева, Андрей Петров и другие.

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

«Я нарочно старался выбрать манеру такого подробного рассказа, как бы семейной хроники. О том, как хорошие люди испытывают страшное невезение. Вот такой не удар судьбы, а такое незамечание, когда судьба позволяет жить, существовать, но у тебя нет ничего подарочного в жизни, а если и выпадает несколько сюрпризов, то они все со знаком минус. Распад, который запрограммирован жизнью этих людей...», — рассказывал Худяков.

Распад семьи на фоне медленного распада страны. В которой всё прогнившее нужно было менять, как отношение к жизни обитателей нескольких поколений сталинской высотки на площади Восстания. И тем замечательнее драматургия Розова, предвидевшего необходимость перемен. И тем ярче режиссура Худякова, наиболее достоверно передавшего атмосферу этого дома.

Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).
Кадр из фильма "С вечера до полудня" (1981).

И если вы ещё не видели фильм «С вечера до полудня» и размышляете, стоит ли смотреть? Однозначно. И предложить молодому поколению, ибо такого кино, они не увидят в кинотеатрах, поедая вёдра попкорна.

Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!