Найти тему
ГТРК "Владимир"

Ракетный рык и тихий нравом ученый. Михаил Тихонравов доказал возможность полетов в космос

17 августа 1933 года совершила полет первая в стране ракета на гибридном топливе ГИРД-09 конструкции Михаила Клавдиевича Тихонравова - известного ученого и конструктора в области ракетостроения и космонавтики, уроженца города Владимира.

Отец семейства Тихонравовых Клавдий Михайлович, почетный гражданин города Владимира, окончил юридический факультет Петербургского университета, а мать Александра Николаевна ‑ Бестужевские курсы. А ее сын в девятилетнем возрасте, побывав на авиационном представлении, он на всю жизнь «заболел» небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания.

Он был в составе первого выпуска Института инженеров Красного Воздушного Флота (теперь Военно-воздушная академия), созданного «отцом русской авиации» Н.Е.Жуковским ‑ тоже легендарным уроженцем Владимирской земли.

Конструкторскую работу Тихонравов начал еще в академии и после получения диплома был направлен в легкобомбардировочную эскадрилью, а затем в авиационную промышленность, где он и увлекся планеризмом. Знакомство с С.П.Королевым случилось именно в секции планеризма, это он предложит нашему земляку возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работавших над созданием баллистических ракет.

17 августа 1933 года с Нахабинского полигона совершила полет первая в стране ракета ГИРД-09 на гибридном топливе конструкции Тихонравова. За успешный запуск первой советской жидкостной ракеты ему и Королеву вручили почетные значки «За активную оборонную работу».

-2

Но ближе к войне разработки свернули, и Тихонравов приступил к созданию ракетных снарядов для легендарной «катюши». В военные годы он занимался повышением кучности стрельбы из гвардейских минометов и разработкой ракетного перехватчика, а в конце войны уже создавал из снарядов «катюш» четырехступенчатую ракету для исследования космических лучей. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 км.

-3

Тихонравов, познакомившийся с осколками немецкой ракеты Фау-2, привезенными из Польши, одним из первых понял, что это значит для будущего. Когда стало ясно, что мы будем делать свою ракету, он решил прикинуть, а нельзя ли, соединив между собой несколько ракет, разогнать их до такой скорости, которая позволила бы вытащить груз на орбиту искусственного спутника Земли.

Тихонравов и маленькая группа его сотрудников к 1948 году безо всяких ЭВМ проделали колоссальную расчетную работу. И доказали свое!

-4

Михаил Тихонравов к тому времени уже известен как конструктор первой отечественной ракеты с жидкостным двигателем (1933), ракеты с высотой полета до 40 километров (1936) и многоступенчатой пороховой ракеты для полета в стратосферу (1942). Но до космоса было еще долго - исследования по составным ракетам в НИИ-4 в начале 1949 года прикрыли, оставив Тихонравову одного-единственного сотрудника.

Михаил Клавдиевич подобрал молодежную группу единомышленников, она вошла в историю ракетно-космической техники как «группа Тихонравова». В начале 1954 года Михаил Клавдиевич представил полную программу освоения космоса. От запуска простейших спутников до пилотируемого корабля, станций-лабораторий больших размеров и, наконец, достижение и посадку на Луну.

-5

После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем и полета спутника с лайкой на борту он становится лауреатом Ленинской премии. Все силы теперь были направлены на создание первого в мире пилотируемого корабля-спутника, а Михаилу Клавдиевичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. В дальнейшем он участвовал в создании тяжелых межпланетных кораблей для полета на Марс. Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет.

Вести Владимир