Всем привет!
Продолжаем про Емельяна Пугачева. Первая часть здесь.
Центральным городом губернии был Оренбург. Когда императрица получила, наконец, донесения о беспорядках, несколько рот были срочно отправлены в Казань, а оттуда в Оренбург. Возглавить объединенное войско поручили генерал-майору Кару. Служака, отличившийся в Польше, имел репутацию исполнительного солдата. И пока все собирались в Оренбург, сам город с численным войском около 3000 человек мог если не разбить Пугачева, то сильно его измотать. Но постоянный страх перехода солдат на сторону бунтовщиков парализовали местного командующего Рейсдорпа. И опасаясь совершить глупость, выйдя навстречу Пугачеву, он совершил еще большую, как это часто бывает. В Оренбурге под арестом содержался известный местной публике Хлопуша. Данный персонаж около 20 лет разбойничал и его имя было на слуху. Рейсдорп удумал послать его к Пугачеву с увещевательным манифестом. Хлопуша заверил Рейсдорпа, что все исполнит. И, конечно, просто присоединился к Пугачеву. В дальнейшем Хлопуша будет маршировать по заводам и городкам и везде поднимать бунты, агитировать за Пугачева, захватывать все новые пушки и приводить все новых людей. Таким образом, и без того невеселое положение усугубилось многократно.
5 октября Пугачев подошел к Оренбургу и начал осаду. Рейсдорп снова медлил из-за страха измены, неделю пугачевцы грабили окрестные районы города. Лишь 12 октября попробовали сделать вылазку, но через 4 часа боя пришлось вернуться в город.
К началу ноября армия Пугачева составляла солидные 25 тысяч человек. И как раз в это время на границе Оренбургской губернии появился Кар. Как писал он в письмах, больше всего его заботило, чтобы бунтовщики не разбежались и не пришлось их преследовать. Неожиданно, его войско встретилось и с Хлопушей, и с самим Пугачевым, отлучившимся с отрядом из-под Оренбурга. И отступать пришлось уже ему самому: Пугачев планомерно обстреливал Кара из пушек, часть войска традиционно для этой войны перешло на стороны Пугачева, а сам Кар ментально не был готов к тому, чтобы вести серьезную изнуряющую кампанию. В результате, самонадеянный Кар ушел туда, откуда пришел, попросил освободить его от занимаемой должности и сказался больным. На смену ему был отправлен Александр Бибиков, до того времени находившийся в опале за свои суждения.
Оренбург тем временем оставался в осаде. Провизия заканчивалась, поступлений извне не было и положение становилось все сложнее. Быстро съели всех павших лошадей. Начали жарить бычачью и лошадиную кожу и, нарубив, добавлять в хлеб. В этих условиях Рейсдорп решил рискнуть по-крупному и организовал вылазку 13 января. Войско разделили на 3 колонны и выпустили из города. Пугачевцы быстро охватывали отдельные колонны с флангов и тыла, имея численное преимущество. Как итог, правительственное войско снова было разбито, потеряло пушки и бежало в город.
Бибиков же двигался в Оренбург и имел возможность оценить поступающую информацию: войско было ненадежно, племена башкир, киргизов и татар бунтовали, провизию найти было сложно. А про самого Пугачева писал: "Пугачев ни что иное, как чучело, которым играют воры, яицкие казаки: не Пугачев важен; важно общее негодование". И все же дело двигалось: войска, посланные на усмирение бунта, начали стягиваться к Оренбургу. А Пугачев к моменту их прибытия уже уйдет из-под стен города и снова заставит гоняться за собой, окопавшись в крепости Татищева, которую сам же и взял год назад, а с тех пор сильно укрепил. Шло 22 марта 1774г.
Продолжение здесь