Древние арабы верили в существование джиннов еще до возникновения ислама. Первоначально джиннов считали олицетворением сил природы, которые зачастую были неподвластны человеку и враждебны по отношению к нему.
В более развитой мифологии представления о джиннах становились более персонифицированными, зачастую джинны становились отдельными богами, которым молились, просили у них защиты и приносили им жертвы.
Люди могли выходить на контакт с джиннами через колдунов (араб. ساحر) и прорицателей, которым джинны давали указания и открывали сокровенное. Позднее, уже в исламской космологии злые джинны отождествлялись с шайтанами (злыми духами).
Одной из наиболее интересных книг о доисламских верованиях арабов является "Китаб уль-Аснам" (Книга об идолах), автором которой был историк Хишам ибн уль-Кальби. В данной книге приводится следующая история контактах с джиннами:
Амр ибн Ухайй — а это Раби‘а ибн Хариса ибн ‘Амр ибн ‘Амир ибн Хариса ибн Са‘лаба ибн Имру’-л-Кайс ибн Мазин ибн ал-Азд, прародитель племени хуза‘а, мать которого звали Фухайра бинт ал-Харис, но говорят, что она была дочерью ал-Хариса ибн Мудада ал-Джурхуми, — был прорицателем, он завладел Меккой, изгнал из нее джурхумитов и стал хранителем ее.
У него был дух из джиннов, по прозванию Абу Сумама, и он сказал ‘Амру: „Поспеши в путь из Тихамы со счастьем и миром!“
— „Да, и не задержусь!“ — ответил тот.
Джинн сказал: „Иди на берег у Джудды. Найдешь там приготовленных идолов. Принеси их в Тихаму и не бойся. Потом призови арабов им поклоняться — ответят тебе согласием!“
И он отправился на берег у Джудды, выкопал их и понес, пока не пришел в Тихаму. Настало время хаджжа (паломничества в Мекку), и он призвал всех арабов поклоняться им».
Любопытно, что в Аравии в доисламскую эпоху джахилии бытовало представление о том, что джинны могли выходить на контакт не только с колдунами и прорицателями, но они также вдохновляли поэтов, нашептывая им стихи.
У древних арабов поэт (shā‘ir, мн. ч. shu‘arā’), на что указывает и само слово, считался человеком не от мира сего, обладающим сверхъестественным знанием, который вступил в сговор с джиннами и шайтанами, от которых зависела его магическая сила.
Джинны многократно упоминаются в стихах доисламских поэтов, например, у ‘Антары ибн Шаддада:
«hā ṭarīfatān insān ’ithā nazalū jinnān ’ithā rakibū» (Вот две диковины —люди, когда спешиваются, джинны, когда садятся верхом) или «wa-l-jinn tafraq ḥawla gābati-l-falā’»(И джинны бродят по безлюдному лесу).
Особо сильные и могущественные джинны именовались словом "Ифри́т" (араб. عفريت). Ифриты считались древними огненными джиннами, которые обладали способностью очень быстро передвигаться, принимать различные формы и вселяться в человека.
О доисламской вере в джиннов писали также и исламские авторы. Например, арабский историк Аль-Мас‘уди (IX—X вв.) писал:
«До возникновения ислама арабы говорили: Есть джинны, которые имеют облик половины человека, являются людям во время путешествий в пустынных местах и называются „половинка (shiqq)“».
Также считалось, что джинны могли вселиться в человека, в результате он мог сойти с ума и стать бесноватым. Данное состояние называлось словом majnūn, которое буквально означало "одержимый джиннами".
Ислам также унаследовал веру в джиннов, как разумных существ созданных Аллахом наряду с людьми и ангелами. Джинны неоднократно упоминаются в Коране, даже 72-я сура (глава) Корана называется "Аль-Джинн" (джинны). Но это уже совсем другая история и тема для отдельной публикации!