Не дожидаясь окончания Второй Мировой войны, новое руководство Франции объявило свои требования относительно перспективной боевой техники. В марте 1945 года правительство де Голля приказало начать работы по созданию нового танка. Первоначально предполагалось спроектировать и поставить в производство средние танки на уровне лучших образцов Второй Мировой. Впоследствии облик бронемашин будет меняться и появится сразу несколько версий танка. Тем не менее, все варианты проекта проходили под одним и тем же общим обозначением – AMX 50.
Первая САУ освобожденной Франции: AMX 50 Foch
Первым был средний танк версии M4. Этот танк предполагалось оснастить 90-миллиметровой пушкой и обеспечить бронированием на уровне американского «Шермана» или советского Т-34. При разработке танка M4 использовалась информация, полученная при изучении трофейной немецкой бронетехники. Поэтому все последующие машины семейства AMX 50 будут нести на себе «отпечаток» германского танкостроения. В частности, ходовые всех этих танков имели опорные катки, размещенные по измененной схеме Книпкампа: они размещались не в четыре ряда, а в два. Было построено два прототипа M4, а позже на его основе создали несколько танков с более мощным вооружением.
В 1949 году по результатам испытаний танка с 90-мм орудием было решено, что французской армии нужно что-то более мощное. В это время было начато два проекта новых бронемашин, вооруженных 120-мм пушкой. В результате первого были созданы опытные экземпляры танка с качающейся башней, второй же подразумевал создание полноценной самоходной артиллерийской установки. Стоит отметить, что одной из причин создания именно САУ был риск военного столкновения с Вооруженными силами СССР. После войны у Советского Союза осталось огромное количество танков и самоходных орудий, в том числе и тяжелых. AMX 50 с 90-мм пушкой не мог бороться с ИС-3 или ИСУ-152. Поэтому нужно было делать некую бронемашину, способную, как минимум, противостоять тяжелым машинам вероятного противника.
За основу для самоходки AMX 50 Foch, названной в честь французского военачальника времен Первой Мировой войны Фердинанда Фоша, была взята ходовая часть танка AMX 50 M4. Корпус исходного танка значительно переработали. Ввиду особенностей компоновки такого класса техники, каким является САУ, вместо башни была установлена объемная бронированная рубка. Отдельно стоит отметить тот факт, что рубка «Фоша» начиналась в передней части машины и заканчивалась только в корме. Для сравнения, на советских самоходках рубка всегда заканчивалась перед моторно-трансмиссионным отделением, и корпус имел характерный уступ в этом месте. На Foch, в свою очередь, подобный уступ хотя и был, но имел куда меньшие размеры. Рубка, равно как и остальной корпус, собиралась на болтах и сварке из ровных плит. Толщина деталей бронирования доходила до 180 мм (верхний лобовой лист). Нижний же лист лобовой части был значительно тоньше – 100 миллиметров. Однако такие «перепады» в толщине были сочтены оптимальными в плане соотношения защиты и веса. Также определенный интерес представляет угол наклона верхней лобовой плиты. 180-мм панель монтировалась под углом в 35° к горизонтали. Сочетание толщины и угла не было абсолютной панацеей, но в сравнении с исходным AMX-50 новая самоходка была гораздо прочнее и защищеннее. Примечательно, что самоходка AMX 50 Foch довольно сильно напоминала немецкую САУ Jagdpanther. Очевидно, это и был тот самый «немецкий опыт», полученный при изучении трофеев.
Расчетная боевая масса самоходки Foch составила 50 тонн. Бронемашину в полсотни тон должен был приводить в движение 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL 295 12VC мощностью в 850 лошадиных сил. Как видим, французы позаимствовали у бывшего врага не только наработки по бронированию, но и силовую установку. При удельной мощности порядка 15-17 л.с. на тонну самоходка могла перемещаться по шоссе со скоростью до 50 км/ч.
Основой вооружения «Фоша», предназначенной для уничтожения тяжелых танков противника, была 120-мм пушка. Длинноствольное орудие оснащалось дульным тормозом и развитыми противооткатными устройствами. Для сохранения хорошей эргономики боевого отделения конструкторам фирмы AMX пришлось вынести орудие вперед. Из-за этого часть противооткатных устройств оказалась за пределами бронированного корпуса. По такой причине пришлось сделать оригинальную броневую маску сложной формы, состоящую из двух частей. Одна из них неподвижно крепилась на лобовом листе корпуса, а вторая устанавливалась на стволе и могла двигаться. Из-за того, что оси, на которых поворачивалась пушка, находились за пределами внутреннего объема самоходки, получилось обеспечить возможность наведения орудия с относительно большим казенником в приемлемых пределах. По горизонтали пушка могла перемещаться в секторах по 9° в обе стороны, а угол вертикальной наводки варьировался в пределах от -6° до +16°. В укладках боевого отделения могло поместиться до 40 унитарных снарядов любого типа. Компоновка бронекорпуса позволяла в перспективе добавить еще один блок лотков на 10-15 выстрелов.
Дополнительное вооружение самоходки состояло из 7,5-миллиметровых пулеметов Reibel. Первый из них размещался в специальной башенке над рабочим местом заряжающего. Конструкция башенки позволяла вести обстрел в секторе шириной 180° по горизонтали и осуществлять вертикальную наводку в пределах 12 градусов вверх и вниз от горизонтали. Решение о размещении пулемета над рабочим местом заряжающего вызывает вопросы. Конечно, бронемашина должна иметь вооружение для обороны от живой силы противника, но почему пулемет не был отдан в ведение, к примеру, командира? Естественно, расположенный на крыше САУ пулемет имел ряд непростреливаемых зон. Поэтому кроме башенки заряжающего на некоторых чертежах самоходки AMX 50 Foch в кормовой части имеется небольшая башня с двумя пулеметами. Из тех же чертежей следует, что кормовой пулеметчик мог поднимать и опускать стволы своего оружия в пределах от -6° до +70°. Таким образом, кормовая башенка выполняла функции зенитного вооружения. По-видимому, кормовой стрелок должен был обеспечивать прикрытие флангов и тыла самоходки. Тем не менее, ни на одной из имеющихся фотографий прототипов «Фоша» подобной башенки не видно. Выходит, либо ее не успели доделать до начала испытаний, либо со временем от нее отказались. Общий боекомплект всех трех пулеметов составлял 2750 патронов. 600 из них полагалось пулемету заряжающего.
Экипаж «Фоша» имел в своем составе от четырех до пяти человек. Механик-водитель располагался в передней части самоходки, справа от пушки. За ним находилось рабочее место заряжающего. Слева от пушки в передней части САУ монтировалось сидение наводчика, который в имел в своем распоряжении прицел для стрельбы прямой наводкой, механическую систему наведения и электрическую систему управления огнем. За рабочим местом наводчика размещался командир, в обязанности которого входило поддержание связи, поиск целей и общая координация действий экипажа. Командиру не полагался прицел – для наблюдения за обстановкой и поиска целей он имел небольшую башенку, оснащенную стереотрубой-дальномером. Ввиду большой мощности пушки, а также требований по живучести оборудования оптика стереотрубы устанавливалась в характерном бронированном кожухе цилиндрической формы. Наконец, пятый член экипажа в ранних версиях проекта размещался в пулеметной башенке в кормовой части САУ. На опытных экземплярах Foch кормовая башня, а вместе с ней и стрелок отсутствовали. Посадка экипажа в машину и высадка из нее производилась через люк в средней части крыши корпуса. Он располагался над передней частью моторно-трансмиссионного отделения. Что касается кормового стрелка, то он, располагаясь отдельно от остального экипажа, должен был садиться в башенку и покидать ее либо через люк в верхней части, либо через специальный лаз над двигателем. При посадке/высадке через этот лаз стрелок сначала попадал в боевое отделение, после чего мог выбраться через тот же люк, что и остальные члены экипажа.
В 1951 году было построено два опытных экземпляра AMX 50 Foch. Пробные стрельбы подтвердили эффективность стрельбы из 120-мм пушки по подавляющему большинству существовавших тогда целей. Ранее доведенная ходовая часть так же не вызвала претензий. После недолгого пребывания на полигоне обе самоходки были отправлены на опытную эксплуатацию в войсках. Однако «Фош» не был принят на вооружение. В то время, когда французское военное руководство решало вопрос развертывания серийного производства, одновременно возникло несколько мнений, серьезно повлиявших на будущее всей французской бронетехники. Во-первых, ряд военачальников начал сомневаться в целесообразности принятия на вооружение подобной самоходки. Распространилось суждение, гласящее, что войскам больше нужны танки, а не самоходные артиллерийские установки, пусть даже и с такой огневой мощью. Во-вторых, активное развитие альянса НАТО повлекло за собой необходимость стандартизации и унификации вооружений. По итогам многочисленных споров и совещаний сначала был закрыт проект Foch. Позже то же самое произошло и с другими бронемашинами, разрабатывавшимися по программе AMX 50. Последней из них стал вариант с качающейся башней и 120-мм пушкой. В общей сложности к середине 50-х в ходе программы AMX 50 было изготовлено шесть опытных экземпляров танков и САУ.
Так будет выглядеть AMX 50 Foch в игре World of Tanks