Для человека, недавно ставшего обладателем собственного эндуро мотоцикла, важно иметь под рукой доступный для понимания и простой пошаговый мануал, позволяющий легко отрегулировать узлы мотоцикла для комфортных тренировок. Информация в интернете часто делится на 2 категории: ролики с большой массой бесполезной «воды», либо максимально детальные, с отсылками, комментариями и отступлениями настоящих «маньяков» механиков. Их опусы запросто могут загрузить новичка настолько, что он не продерется сквозь профессиональные «дебри». Команда Мотобаза.ру решила сделать краткие и понятные «простому смертному» технические подсказки по регулировке мотоцикла. Начнем с настройки подвески.
Про подвеску: настроил, сел, поехал
Правило №1: если вы купили мотоцикл, опробовали и вам комфортны заводские настройки – оставьте все как есть.
Мы рассматриваем возможности регулировок любых эндуро мотоциклов, независимо от страны производителя. Сразу оговоримся: есть совсем «лайтовые» модели, у которых функции регулировки нет совсем; в большинстве случаев, может отсутствовать одна или несколько настроек, но в целом возможность варьировать характеристики подвески на перьях и заднем амортизаторе присутствует. Мы расскажем о всех возможностях для наладки.
ВАЖНО: у дорогих австрийских, японских брендов в комплекте идут качественные и подробные мануалы по всем узлам мотоцикла. Не ленитесь в них заглядывать!
Если вам повезло и вместе с экипом ваш вес соответствует диапазону заводских настроек (70-80 кг), то вероятность изначально комфортной езды будет выше. Однако, настройки по средним показателям не учитывают параметры конкретной трассы и индивидуальные особенности вождения райдера. Вам все равно со временем потребуется навык подстройки эндуро «под себя».
На практике процент легковесных эндуро райдеров значительно меньше, чем тех, кто по весу превышает «универсальные параметры». Эндуро – технический спорт, который выбирают преимущественно физически крепкие взрослые мужчины. При превышении лимитов, подвеска перестает справляться с амортизацией:
- ее «пробивает» - приземления становятся жесткими;
- ухудшается качество управления – мотоцикл мотает при маневрах;
- ощутимо возрастает нагрузка на все группы мышц.
Чтобы устранить неприятные моменты, подвеску нужно отрегулировать. Также рекомендуется подгонять настройки под конкретные задачи – например, прохват по лесу или занятия на эндуро треке – это разные условия, требующие учитывать качество грунта и препятствий.
Что такое подвеска
Подвеска – амортизирующая система, которая состоит из пружины и механизма с клапанами, регулирующего силу и время отбоя во время движения; внутрь системы заливается масло.
Инструменты для регулировки подвески
Процедура регулировки занимает минимум времени. Вам нужно иметь под рукой шлицевую или крестообразную отвертку, а также специальный ключ для заднего амортизатора, чтобы снять стопорное кольцо.
Использовать отвертку и молоток для ослабления пружины без навыка лучше не стоит.
Параметры настройки эндуро подвески
- Настройка жесткости пружины (преднатяг, сжатие). Делается для передней и задней подвески. Рекомендация для райдеров с крупным телосложением (свыше 100 кг): будьте готовы просто заменить пружину на усиленную.
- Отбой и сжатие. Здесь срабатывает сама пружина и амортизирующий механизм посредством клапанов и залитой внутрь масляной жидкости.
Пружины передней подвески устанавливаются внутри амортизирующей системы. Чтобы получить доступ, придется повозиться с разборкой. Переднюю вилку пока оставьте в покое. Пружины задней подвески, напротив, в свободном доступе, потому можно без проблем воспользоваться специальным ключом и провести регулировку, сделав выше или ниже.
Регулировка задней пружины
Снимаете стопорное кольцо и накручивая большую гайку, которая закручивается или раскручивается относительно штока заднего амортизатора.
Мы рассматриваем среднеразмерные и полноразмерные эндуро мотоциклы. Среднеразмерные модели рассчитаны на рост от 160 до 175 см. В полноразмерных мотоциклах заложен рост райдера в диапазоне от 172 до 190 см.
- Если укладываетесь в рекомендованный диапазон и вам комфортно – оставьте настройки как есть.
- При росте от 190 см полноразмерный мотоцикл рекомендуется немного приподнять для комфортной езды в стойке.
Не стоит забывать, что наши антропометрические данные могут сильно варьироваться, потому нужно принимать во внимание индивидуальные пропорции тела – соотношение роста, массы тела, длины ног. Невысокий, но тяжелый спортсмен может продавливать заднюю подвеску спеднеразмерного мото, в то время как высокому, но коротконогому человеку придется занижать полноразмерную модель. Когда человек бронирует тренировку на Мотобазе.ру, мы выясняем его параметры, чтобы заблаговременно откорректировать высоту мотоцикла под конкретного райдера.
- При большом весе мотоцикл нужно приподнять, чтобы высота подвески компенсировала просадку под массой тела.
- При дефиците веса подвеску рекомендуется слегка занизить.
- Менять настройки стоит в пределах 20%-25% от стандартного показателя в большую или меньшую сторону.
Выкручивать пружину до конца, чтобы она болталась, не нужно. У нее должно быть четкое положение в посадочных пазах.
Регулировка пружины передней подвески
Итак, мы договорились, что не будем на начальных этапах проводить сложные манипуляции. Что может сделать новичок с передней подвеской, чтобы сделать езду комфортной?
Здесь достаточно ключа Х10, Х12, чтобы опустить или поднять высоту подвески. У каждого пера сверху есть нарезка пазов с шагом примерно в 0,5 см. Как правило из 3 (может быть больше), по ним удобно ориентироваться – опускать или поднимать перо в траверсах. Ослабляем траверс и аккуратно опускаем на нужный уровень, ориентируясь на пазы. Если вы опускали задний амортизатор, то нужно выровнять и передний.
Чтобы было проще, отойдите от мотоцикла на некоторое расстояние и проследите, чтобы центральная горизонтальная линия корпуса была параллельна относительно земли. Также важно следить, чтобы вставки в траверсах, удерживающие руль, и сам руль позволяли производить регулировку высоты. У вас должен оставаться доступ к настройкам. В противном случае сначала придется регулировать «сжатие/отбой» и только потом корректировать высоту.
На практике лучше в последнюю очередь откорректировать именно высоту, так как опускаемые в траверсах перья могут в итоге упереться в руль и перекрыть доступ к другим настройкам.
Корректировка параметров сжатие-отбой
Теперь поговорим о регулировании процессов подачи и оттока масла внутри вилки. При прохождении препятствия, прыжке подвеска должна своевременно сжаться и быстро вернуться в исходное положение. На передней вилке в современных моделях преимущественно предусмотрены специальные регулирующие винтовые механизмы. Для задней подвески будет достаточно шлицевой отвертки.
Прежде чем углубляться в настройки можно повлиять на жесткость, залив в вилку масло. Для эндуро применяют составы с вязкостью 2,5w и 5w. Для заведомо жесткой подвески (или если в принципе хотите помягче) оптимальным будет 2,5w, для стандарта - 5w.
Если в регулировке высоты все более-менее понятно, вы ориентируетесь на свой рост и вес. То корректировка параметров сжатия и отбоя требует более глубокого понимания механики мотоцикла при движении.
- Чрезмерное проседание подвески или подбрасывание «хвоста» может быть следствием некорректно выполняемого упражнения.
- Оптимальное решение в данном случае – согласовать свои действия с опытным тренером и механиком.
Преимущество тренировок на Мотобазе.ру в том, что тренер не просто присутствует на занятии, но следует за обучающимися на мотоцикле. Если тренер увидит, что дело не в технике выполнения, а некорректны именно настройки, то мотоцикл отрегулируют индивидуально.
Если вы хотите провести регулировку самостоятельно или привести настройки к стандартным, для начала открутите все крепежи на сжатие-отбой в любую сторону. При откручивании обращайте внимание на щелчки. У разных производителей максимальное число будет варьироваться:
- сначала выкрутите до упора в одну сторону, затем в противоположную – также до конца, считая щелчки;
- узнав количество щелчков в диапазоне, выясните среднее значение и сделайте соответствующее число оборотов;
- выставив средний показатель, для жесткой подвески делаете корректировку на 20%-25% в сторону «софт»;
- для заведомо мягкой подвески можно добавить жесткости, но не более 10%-15%.
Если мерить в щелчках, то изменения заключаются в 2-4 щелчках. Выкручивать настройки до критических отметок не рекомендуется, вы рискуете нарушить работу подвески и соответственно остаться без амортизации вообще.
Причины сначала покатать на прокатной технике
Прежде чем углубляться в настройки нового мотоцикла, рекомендуем откатать несколько занятий на уже настроенном мотоцикле Мотобазы.ру. Мы подбираем технику под индивидуальные параметры райдера, и вы сможете на практике получить представление об ощущениях при «эталонных настройках». Общаясь с тренером и практикуясь, вы поймете, какие параметры реально требуют изменений на персональной технике.