Бытует мнение, что настоящий Depeche Mode начался лишь в 1986 году. Для кого-то он начался после ухода Винса Кларка и постепенной смены музыкального настроения. Однако произошедшее с группой после окончания неофициальной первой главы творчества (в середине 80-х) означало: ребята повзрослели раз и навсегда.
Естественным продолжением всего того, что накопилось ранее, должен был стать следующий альбом. Так на свет появился «Black Celebration», о котором мы сегодня и поговорим.
Закончив короткое промо, не поддержанное туром, в поддержку релиза своего первого сборника хитов, Depeche Mode должны были вернуться в студию для записи очередного альбома. К сожалению, обстановка в Берлине (в студии, где они собрались, как потом выяснилось, в последний раз в своей карьере) была не самой позитивной, хотя казалось бы, небольшой отдых должен был пойти группе на пользу.
Прежде всего изменения касались Мартина Гора, который по традиции принёс в студию пачку демоверсий, на этот раз совсем далёких от понятия «хитовая запись». Так считал Дэниел Миллер. Это повлекло за собой даже недельную командировку Гора в Лондон, о которой вообще никто не знал. Позже Миллер добавлял, что Depeche Mode вольны записывать такой альбом, какой они сами захотят. Главное, что называется, «прожить» его от начала и до конца.
Разногласия по поводу записи альбома возникали совершенно разные. Позже, в 1990 году (то есть ещё до событий эры SOFAD), в интервью Melody Maker Дэйв Гаан скажет, что Depeche Mode были по-настоящему близки к распаду именно тогда, в конце 1985 года. К такой ситуации привели несколько факторов: во-первых, группа по-настоящему не знала, куда следует двигаться после «Some Great Reward», в результате каждый мог предлагать свои варианты, но это приводило исключительно к спорам. Также усложнялись отношения между Гаретом Джонсом, Дэниелом Миллером и Аланом Уайлдером. Мартин объяснял это тем, что совместный третий альбом, сделанный по той же самой формуле, что и два предыдущих, мог бы привести к абсолютной лени в студии.
Самое интересное, что получилось всё ровно наоборот. Запись «Black Celebration» продолжалась три месяца – с ноября 1985 года по январь 1986, длилась фактически по 14 часов в сутки и у музыкантов и продюсеров не было практически ни минуты свободного времени. А когда началось микширование, то обнаружилось, что и здесь на каждую готовую композицию уходило достаточно много времени. Если на финише записи «Some Great Reward» Дэйв, Энди и Мартин уехали в отпуск досрочно, то здесь каждый работал до самого конца.
«Black Celebration» заметно отличается от предыдущих работ Depeche Mode как раз тем, что текстовая составляющая идеально ложится на музыкальную. Стремление Мартина написать ещё более тёмную лирику буквально-таки чётко сошлось с желанием Алана создавать ещё более тёмные аранжировки. Известно, что это также и последний альбом группы, на котором она стремилась зафиксировать практически каждый засэмплированный звук. Грамотный пример данного подхода – культовый в среде фанатов группы дебютный сингл с пластинки, «Stripped», вышедший 10 февраля 1986 года.
Петь хвалебные отзывы данной композиции можно очень долго, но давайте сразу к фактам: в основе мелодии здесь лежат такие необычные идеи, как запись звука мотоцикла на холостом ходу (практически не изменённая и на ней движется вся мелодия), ключ зажигания Porsche (новой машины Дэйва) и самое интересное – тонна фейерверков, запущенных на одном ночном торжестве.
Гарет ставил микрофоны на разной высоте на автостоянке для того, чтобы получить на свой магнитофон самые подходящие звуки (именно эти эффекты звучат в финальной части альбомной версии). Великолепно!
Лирика песни уже давно каноничной. Мои любимые строчки здесь:
«Let me hear you make decisions without your television. Let me hear you speaking just for me»
Они дают чёткое представление о том, что песня не о традиционных половых отношениях, а о том, что будет, если попросить близкого человека обнажить свою душу буквально до костей, попросить принимать решения без чужой помощи (да, речь о телевизоре). В общем-то сама группа настаивала именно на такой трактовке, хотя конечно же понятно, что эксплуатируемый в то время образ Мартина совершенно не позволял быть уверенным в этой версии на 100%.
Отношение к данному релизу на родине музыкантов вновь было сдержанное, согласно пиковому 15 месту в чартах. В Германии дела вновь обстояли получше. А большие странности произошли в США, где «Stripped» вообще не вышла синглом на стороне А. Её место занял первоначальный би-сайд, песня «But Not Tonight», сделанная специально для фильма «Современные девчонки». Разумеется, за океаном релиз также провалился. Песня вошла бонус-треком на американское издание пластинки и на расширенное переиздание «Black Celebration» в 2007 году.
Слово Мартину:
«Американцы думали, что мы обычная диско-группа и поэтому обычно наш лейбл там выпускал синглами би-сайды. Мы потратили 3 недели на доведение до ума «Stripped», тогда как «But Not Tonight» была готова всего лишь за сутки».
Несмотря на все сопутствующие сложности, релиз «Black Celebration» всё-таки состоялся 17 марта 1986 года.
Альбом начинается с одноимённой композиции (между прочим, единственной в карьере группы). Более очевидного начала для этой пластинки придумать было нельзя.
«Давайте устроим мрачное торжество этой ночью, чтобы отпраздновать тот факт, что мы пережили очередной мрачный день...»
В этот период чёрный цвет как будто бы стал ещё более прочно ассоциироваться с группой. Даже фанаты стали одеваться в чёрный цвет, в унисон участникам Depeche Mode. Видимо, никак иначе подчеркнуть атмосферу альбома было просто нельзя.
Вторая композиция: уже хорошо знакомая нам «Fly on the Windscreen», занявшая своё место на этой пластинке. На ней мы долго задерживаться не будем, поскольку я поговорил о ней в разговоре про сборник хитов 1985 года.
Я могу ошибаться, но «Black Celebration» – это единственный альбом Depeche Mode, где на четырёх песнях солирует Мартин Гор. Три из них стоят подряд друг за другом и выделяется из них второй сингл «A Question of Lust».
Он вышел 14 апреля. В это время уже начался расписанный заранее тур в поддержку пластинки, продолжавшийся с перерывами с 29 марта по 16 августа 1986 года. Задокументированным шоу стало лондонское на стадионе «Уэмбли», где группа сыграла два концерта кряду и на обоих не было видно свободных мест.
Если честно, говорить о песнях «Black Celebration» отдельно для меня не самая простая задача. Этот альбом больше воспринимается как концептуальный. В нём есть одна единая задумка и по мере набирания оборотов в каждой песне она старается открыться слушателю всё больше и больше. Критики и многие слушатели достаточно высоко оценивают данную запись и по сей день. Так журнал Spin внёс альбом на 15 место в своём списке из 25 лучших альбомов всех времён. А Трент Резнор называл эту работу в числе главных для себя при создании дебютного альбома Nine Inch Nails «Pretty Hate Machine».
11 августа 1986 года вышел ещё один сингл – «A Question of Time». Казалось бы, обычное событие, однако видеоклип на эту песню стал первым в череде долгого и плодотворного сотрудничества Depeche Mode и нидерландского режиссёра Антона Корбейна.
Забавно, что изначально Корбейн относился к группе легкомысленно, называл их неженками, а работать над видеоклипом согласился лишь потому, что не нужно было выезжать за пределы Америки. Кто же знал, что данное сотрудничество изменит жизни всех участников того процесса раз и навсегда.
Вспоминает Мартин:
«Мы пытались поработать с Антоном довольно долгое время, но это ему было неинтересно. Для него мы слишком поп-группой и ему не очень нравилось то, что мы делаем. Вероятно, это была третья попытка пообщаться, когда мы отправили ему сингл «A Question of Time» и спросили, не хочет ли он снять на него видео. И, наконец, ему действительно понравилось то, что мы сделали. У нас было много песен, но очень плохой опыт в первых альбомах с видео. Я думаю это всё потому, что часто приходили режиссеры, которые просто видели, насколько мы молоды и наивны, и они просто думали – «Давайте посмотрим, насколько глупыми мы можем заставить их выглядеть, посмотрите, как далеко они зайдут!»
Действительно, доля правды в этом есть. А Корбейн в дальнейшем работал с группой непрерывно почти до самого конца эры «Ultra». Но это уже совсем другая история.
В череде композиций хотелось бы ещё выделить завершающую альбом «New Dress», в которой очень силён искажённый голос Дэйва в некоторых партиях. А текст может с лёгкостью по мрачности соперничать с любой песней, вышедшей у Depeche Mode за все восьмидесятые:
«Озабоченный муж убивает жену, жертва взорвавшейся бомбы борется за жизнь, на тринадцатилетнюю девочку напали с ножом... У Принцессы Дианы новое платье... Лайнер упал с неба... Миллионы погибают от голода... Число жутких катастроф растет...»
Вполне понятно, что мишенями здесь выбраны средства массовой информации, которые освещали каждый новый наряд Принцессы Дианы вместо того, чтобы демонстрировать по телевидению сложную жизнь простых горожан. Может группа и права, но это всё равно несколько жёстковато.
Подводя итог, хочу сказать, что «Black Celebration» после переосмысливания не стал мне нравиться больше предыдущих двух работ, но я вполне понимаю его влиятельность, о которой вспомнил выше. В конце концов, истинный звук продолжал быть где-то рядом и не стал полностью тёмным, как в этом альбоме. И это хорошо, полная кромешная тьма Depeche Mode всё-таки не идёт.
А какое у Вас отношение к альбому и эре «Black Celebration»? Напишите об этом в комментариях.
Все фото взяты непосредственно с открытых источников в сети Интернет. Видеозаписи представлены различными каналами с Youtube.
На этом пока всё.
Спасибо за прочтение статьи до конца. Буду признателен, если оцените данную публикацию пальцем вверх, репостом в соцсетях, а также оставите комментарий. Дополнительным плюсом будет для вас подписка на мой канал, новые интересные статьи появляются здесь регулярно.
#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #карьера depeche mode от romanist music