Работа любого педагога или преподавателя связана с умением работать с аудиторией – будь это один человек или целый зал. Можно уметь решать сложные задачи, быть самым умным, но донести информацию правильно и интересно до другого человека – эта задача не менее важная.
Оставшись работать на кафедре, запомню навсегда свою первую лекцию и целого потока. После проведения семинаров с одной группой, чтение лекции казалось чем-то невероятно сложным.
Сразу вспоминается анекдот. Идет лекция у профессора, успех невероятный. Рассказывает все идеально. После занятий к профессору подходит студент и, выражая свое восхищение, спрашивает:
- В чем ваш секрет, как вы не сбиваетесь и контролируете аудиторию?
- Я просто всегда выбираю самое тупое лицо и все время рассказываю для него.
- Великолепно, но почему вы смотрели сегодня на меня?!
Студенты у нас не тупые, а скорее ленивые. И хотелось, чтобы у них появилось желание самим что-то узнать, найти, прочитать. А для этого требовалось их заинтересовать. Я обращал на то, как вели пару наши преподаватели, которые учили нас, как общались со студентами. И вот наступило время Ч, как говорят военные. Мне в расписание поставили пару лекций у нефтяников. Читать нужно было про первичные измерительные приборы (датчики). Предмет для студентов непрофильный, поэтому интереса к предмету особо не возникало. Захожу в кабинет. В аудитории набилось человек сто – пять учебных групп. Оценивают молодого препода, здороваюсь, представляюсь, рассказываю про дисциплину. Главный вопрос студентов – сложно ли сдавать и как получить автомат.
Начинаю читать лекцию. На первых парта по традиции прилежные ученики, на галерке постоянно болтают. Ну ладно, посмотрим кто-кого. Подожду пять минут. Шорохи не прекращаются, начинаю читать спокойно, но тише. Те, кто пишут начинают просить повторить, повторяю, но ненамного громче иначе на все пару голоса не хватит. На галерку начинают жаловаться свои же. Ну, можно попробовать еще один вариант.
Прерываю лекцию и обращаюсь ко студентам, что кому неинтересно, могут покинуть аудиторию. Отмечать не буду при условии, что на экзамен принесут все лекции. В противном случае не допуск или пишите лекции здесь. Бурное обсуждение завершается в пользу варианта остаться в кабинете и слушать лекцию. Все, победа!
Первая лекция прошла неплохо. Увидимся ко студентами на практике. Спасибо за внимание, расскажите, какие истории с преподами и студентами есть на вашей памяти.