В 1921 – 1939 годах в Ленинграде существовало Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (ОстехБюро или ОТБ), которое возглавлял инженер В.И.Бекаури. ОстехБюро было создано в соответствии с постановлением Совета Труда и обороны РСФСР от 18 июля 1921 года.
Первым воплощением в металл проектом сверхмалой подводной лодки стала разработка под шифром «АПСС», означавшим " Аэро-Подводный Самодвижущийся Снаряд ". (Встречаются и другие названия данного проекта – «Автономное подводное специальное судно», «Радиоуправляемая (либо телемеханическая) подводная лодка, «Телеуправялемый самодвижущийся снаряд»).
АПСС представлял собой однокорпусную сверхмалую подводную лодку водоизмещением 7.2/8.5 тонн, длина 10 метров, ширина – 1.25 метра, глубина погружения до 10 метров, скорость под водой до 4.5 узлов, полная скорость рассчитана не была. Вооружение: одна 457-мм торпеда образца 1912 года в открытом аппарате внизу под корпусом, либо заряд взрывчатого вещества внутри подводной лодки.
Лодка в строй не вступила, в списки флота внесена не была. Осенью 1937 года комиссия Нарыкова признала ее «непригодной ни для приемки, ни для испытаний». После этого лодку разукомплектовали и перевезли из Балаклавы на территорию испытательной базы морского оружия в Феодосии. Она числилась за наркоматом ВМФ как опытовая подводная лодка.
Летом 1942 года она оказалась в руках немцев. В августе 1942 года лодку осматривали в Феодосии итальянские подводники из 110-й эскадры сверхмалых подводных лодок («XI Sguadrigibili «CВ» Regia Marina Italiana»), оставившие краткое ее описание: «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, ее размеры не отличались от итальянской типа «СВ», но корпус был стройнее и длиннее.
После освобождения Крыма от немцев лодку нигде не обнаружили. И с тех пор её исчезновение покрыто тайной, можно лишь предполагать и строить различные версии, что и делается на протяжении всего времени после окончания Второй мировой войны и по настоящее время.