Найти тему
Армянский музей Москвы

Армянские кукольники: тренд или архаика современности

Оглавление

Содружество армянских кукольников – костяк энтузиастов, которые несмотря на то, что производство авторских кукол самый непопулярный в Армении вид искусства, продолжают делать свое дело и продвигать культуру куклы в массы. Члены общества не раз обращались к властям с просьбой об открытии музея. Однако пока вопрос остается открытым. Тем временем, в соседних республиках – Грузии и Азербайджане – кукольные выставки и галереи имеют особое значение для популяризации нематериального культурного наследия страны как среди местных, так и для туристов.

Специальный корреспондент Армянского Музея Москвы в Ереване Мариам Кочарян встретилась с руководителем Содружества, чтобы выяснить, в чем же магия мира кукол и перед какими вызовами современности стоят немногочисленные кукольники Армении.  

© Содружество кукольников Армении
© Содружество кукольников Армении

«Государству всегда не до кукол»

По профессии археолог и искусствовед, Марина Хачманукян долгое время работала в Музее современного искусства Армении. Последние пятнадцать лет руководит экскурсионным отделом Музея города Еревана. Своим любимым увлечением называет куклы и все, что с ними связано. В домашней коллекции искусствоведа более двухсот пятидесяти игрушек разных эпох, времен и стран. Однако своим главным достижением Марина считает популяризацию прежде всего армянской авторской куклы. Несколько лет назад она возглавила неофициальное Содружество армянских кукольников. Тогда все и завертелось. К ней начали стекаться мастера со всей Армении. Она же организовывала выставки, экскурсии, конференции и тем самым привлекла внимание мэрии города. Три года назад на улице Абовяна была открыта небольшая галерея кукол. Однако со временем это место заняли столичные кафе и рестораны. Своих средств на поддержание культурного объекта не хватило. Пришлось закрыться. 

© Марина Хачманукян
© Марина Хачманукян

«Моя цель – добиться открытия государственного музея кукол. Во всем мире их насчитывается несколько тысяч. В соседней Грузии – три, в Азербайджане – целая галерея. А мы остались в стороне. Хотя кукла – это отдельный пласт культуры. Была попытка сделать полугосударственный музей при бывшем министре культуры Армене Амиряне, но она провалилась. Нас не стало через два года». 

Марина Хачманукян

Марина связывает закрытие с бюрократическими препонами, подчеркивая высокую посещаемость и популярность галереи среди туристов. «Мы были востребованы как культурный развлекательный очаг. А сейчас нам остается мыкаться в поисках своего дома. Государству всегда не до кукол». Марина отмечает, что ни одно культурное заведение в мире не может быть сверхприбыльным. На помощь арт-директорам приходит частный сектор, который берет на себя часть расходов и арендной платы. Однако в Армении все ещё существуют определенные законодательные барьеры, которые противоречат друг другу. 

«Нужна общественная поддержка. Но, к сожалению, у нас нет отношения к кукле как к искусству. В лучшем случае, мы её покупаем как сувенир. Однако подход к игрушкам в глобальном мире – совершенно другой. Это объект. Ценный предмет. Зачастую цены на художественные работы доходят до космических. И есть люди, которые готовы платить за такую роскошь».

«Пренебрегая древней техникой изготовления игрушек, местные «недоремесленники» надевают на условных барби или кена костюмы с турецкими орнаментами». Вернисаж в Ереване. Источник: barev.today
«Пренебрегая древней техникой изготовления игрушек, местные «недоремесленники» надевают на условных барби или кена костюмы с турецкими орнаментами». Вернисаж в Ереване. Источник: barev.today

Искусствовед рассказывает, как продавцы на Вернисаже изуродовали понятие армянской куклы ради сиюминутной прибыли. Пренебрегая древней техникой изготовления игрушек, местные «недоремесленники» надевают на условных барби или кена костюмы с турецкими орнаментами. «К сожалению, там есть спрос, но совершенно нет культуры. Это – безвкусица. Вернисаж – средоточие ремесленников. А нам нужна площадка для истинных ценителей произведений искусства, для тех, кто не стремится впопыхах купить непонятно как выполненную работу, но готов получить истинное эстетическое удовольствие от замысла». 

В беседе героиня не раз вспоминает своего брата, который вдохновил её на продвижение кукольного искусства. «Я прежде всего археолог. У меня врожденная любовь к предмету. Особенно, если он красивый. Толчком к коллекционированию послужил подарок моего родного брата – кукла конца XIX века немецкой фирмы Арманд Марсель». 

Сейчас Марина готовится к презентации своей авторской книги «Путь куклы». Признается, что издателя искала «мучительно долго». В итоге заключила контракт с издательским домом «Антарес». Книга выйдет ограниченным тиражом с сувенирной куколкой на обложке и иллюстрациями работ известных армянских мастеров. 

Серго Акопян

Равновесие. © Серго Акопян
Равновесие. © Серго Акопян

«Женщине намного легче создать куклу. Это заложено в её генетической памяти. Мужчина же должен постараться, чтобы вникнуть в суть», – уверен мастер.  

Серго родился в Тифлисе в 1956 году. Его соседом по улице был выдающийся Сергей Параджанов, который, кстати говоря, тоже увлекался куклоделием и оставил после себя целую коллекцию авторских кукол. Однако Акопян погрузился в дело не так давно – не более четырех лет назад. По профессии химик, он с детства увлекался ручным трудом: резьбой по дереву, чеканкой, столярным ремеслом. Но настоящее признание к нему пришло позже, после первой выставки кукольных мастеров в Ереване.  

«Меня интересуют только те образы, которые имеют большой внутренний мир. Я люблю копаться в своих героях. Мне надо с точностью передать характер, манеры, выражение лиц. Если я начинаю работать над персонажем, то изучаю его с исторической точки зрения. Допустим, мне важно, когда появились первые трубочисты в мире, где, почему эта работа была востребованной. И так с каждой куклой».

Серго Акопян

Трубочист. © Серго Акопян
Трубочист. © Серго Акопян

Серго признается, что часто устает из-за перфекционизма в работе, но по-другому не может. «Чтобы создать одну Бабу-Ягу, пришлось слепить двенадцать макетов. Если делать, то основательно и достоверно», – отмечает кукольник. 

Работы мастера выполнены в технике папье-маше. Образы – общечеловеческие. Интересно, что к каждой кукле Серго пишет короткие прозаические зарисовки или «стишки», которые рассказывают о «внутреннем конфликте» персонажа.

«Скажем, трубочист всю жизнь хотел стать художником. Но он слишком сильно любит людей. Поэтому жертвует своим эго и просто каждый день идет чистить трубы. Он добрый внутри. А Баба-Яга – олицетворение того, что происходит с красивой женщиной, когда её не любят. Она постарела не по старости, а из-за того, что ее все бросили и нет никому до нее дела. Отсутствие заботы приводит к злости», – уверен кукольник.

Снежная Королева. © Серго Акопян
Снежная Королева. © Серго Акопян

Акопяна, как и многих мастеров удручает тот факт, что властям сложно найти «тридцать квадратных метров» для создания небольшого музея кукол. Тем не менее, он настроен позитивно и не собирается бросать начатое.

Сейчас Серго работает над новым героем по имени «Муша», что в переводе с грузинского – «носильщик». Это одна из древних тифлисских профессий. Мастер полагает, что кукла должна получиться острохарактерной, а такой подход в действительности свойственен всем работам кукольника.

Каринэ Хлоян

Каринэ Хлоян с куклами. © Каринэ Хлоян
Каринэ Хлоян с куклами. © Каринэ Хлоян

Каринэ Хлоян 54 года. Однако в кукольном деле она новичок. Мастер всерьез занялась производством чуть более 5 лет назад. Начинала с изготовления мягких текстильных игрушек, но вскоре перешла на полимерную глину.

«Людям часто приходится объяснять, какой материал я использую в работе. Это не фарфор, не хрусталь, не пластик. Такого рода материя крепче и долговечнее. С моими куклами можно легко играть, не боясь при этом повредить, уронить или же разбить. Да, это не текстиль, который пользуется большим спросом в Армении, но глина в такой же степени экологична и безопасна для детей, как и хлопок».

Кукла Ануш. © Каринэ Хлоян
Кукла Ануш. © Каринэ Хлоян

Каринэ признается, что стала делать куклы благодаря постоянным просьбам внучки, которая хотела барби, «как из журнала». Героиня рассказывает, как для того, чтобы научиться узкопрофильному ремеслу, она поехала в Санкт-Петербург на курсы знаменитой российской кукольницы – Натальи Мурашовой. После последнего мастер-класса Каринэ приняла окончательное решение – посвятить себя куклам. По её мнению, самые выдающиеся мастера живут и работают в северной столице России: «Я не знаю, как так получается, но настоящие художники сосредоточены в Петербурге. Это какие-то волшебники, которые учат тебя не пресловутым штампам, а искусству, поиску, философии. Кукла должна быть именно твоей. Надо прощупать свой уникальный путь, свой почерк». Каринэ откровенничает, что в итоге нашла себя «через груду выброшенных кукольных головок».

Каринэ Хлоян с внучкой. © Каринэ Хлоян
Каринэ Хлоян с внучкой. © Каринэ Хлоян

Свой стиль мастер определяет, как необычный синтез европейской и армянской куклы, где на первый план выходит не характер, а типаж в традиционных национальных костюмах. 

«Внешность моих девочек – европейская, но все они одеты по армянской моде, в точном соответствии с историческим прототипом. Мне важна каждая деталь, каждая ниточка или монеточка на головном уборе – все это создает цельный образ». 

Каринэ Хлоян

При этом, Каринэ уверена, что в современном мире кукла должна быть как можно более стандартной и универсальной, подходящей для среднестатистического европейского человека. Следовательно, у игрушек мастера под брендом MaTilda Doll нет внешней аутентичности или, проще говоря, национальности. Наряду с этим, в беседе Каринэ неоднократно подчеркивает, что дело собирается передать внучке: «Все секреты мастерства я готова открыть только ей. Надеюсь, что к тому времени в городе заработает музей. Обидно, если наши куклы так и не найдут свой дом». 

Алина Давтян

Алина Давтян и Орнелла Мути. © Алина Давтян
Алина Давтян и Орнелла Мути. © Алина Давтян

«Моя бабушка была профессиональной ковровщицей, которая передала мне уникальные знания ручного ткацкого дела. С раннего детства я поняла, что создание куклы – это целое искусство и то, чему мне по-настоящему хочется посвятить свою жизнь». 

Алина Давтян

Алина – потомственный мастер-кукольник. Ремесло ей досталось в 12 лет от бабушки с матерью, которые занимались шитьем кукол в приграничном Берде. Она занимается куклами с детства. Мастер рассказывает, что куклодел должен быть не просто профессионалом, но прежде всего удачливым человеком. С древних пор вдовы, бесплодные женщины, колдуньи или просто больные не имели права на изготовление кукол. «Энергетика – самое главное в творчестве. Важно зарядить игрушку положительными эмоциями. Иначе в ней не будет смысла». 

Ростовые куклы © Алина Давтян
Ростовые куклы © Алина Давтян

Алина Давтян – народный мастер Армении. За её плечами международные выставки и конкурсы, а также сертификат национального эксперта Международного совета организаций фольклорных фестивалей и народных искусств ЮНЕСКО.

Долгие годы она работает как частный предприниматель. Признается, что в Содружестве не состоит из-за нехватки времени и больших корпоративных заказов. Тем не менее, Алина разделяет взгляды коллег о важности открытия отдельного тематического музея. «Работы я стараюсь продвигать через свой бренд ALDA Doll. Также у меня есть одноименный сайт. Мне повезло, что среди моих клиентов много знаменитостей».

В разное время владельцами кукол Алины стали Орнелла Мути, Ким Кардашьян, Наталья Орейро и даже Папа римский Франциск.

Кукольная композиция. © Алина Давтян
Кукольная композиция. © Алина Давтян

Мастер специализируется в основном на национальных куклах. В работе использует различные материалы, начиная от хлопка и синтепона, заканчивая ватином и ватой. Примечательно, что Алина – единственный мастер в Армении, который берется за заказы нестандартных размеров – от десяти сантиметров для свадебных таросиков до двухметровых ростовых дачных кукол. 

Хранительница семейных профессиональных традиций передает секреты мастерства дочерям, которые уже вовсю помогают в мастерской.

В завершение, еще раз отметим, что Содружество кукольников Армении продолжает надеяться на конструктивный диалог с правительством в целях открытия столичного Музея кукол.  

Журналист Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы

На обложке: певица Наталья Орейро с авторской куклой Алины Давтян. Фото: из архива Алины Давтян