Об итогах работы за год руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Карачаево-Черкесской Республике полковник юстиции Николай Щепкин рассказал главному редактору издания «Время МСК» Екатерине Карачевой. Полный текст интервью Время МСК.
Преступления прошлых лет связаны и с терроризмом. Недавно Корея выдала боевика запрещенной в России «ИГИЛ» Ибрахима Ступина, который находился в розыске с 2015 года. Как сейчас обстановка?
-- Работа с террористами в основном касается тех, кто в свое время уехал в Сирию, проходил подготовку в лагерях и затем принимал участие в составе «ИГИЛ» ( запрещенная в России террористическая организация ) в боевых действиях. Эти люди устанавливаются, им всем заочно предъявляется обвинение, избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, о чем уведомляется Интерпол. И в случае, если они где-то появятся, их поймают и выдадут нам.
Так и получилось с упомянутым гражданином. Дело было возбуждено в декабре 2015 года по статье «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» (ст. 205.3 УК РФ). Было установлено, что он в 2009 году пересек границу России, вылетев из Москвы в Египет, а оттуда перебрался в Сирию. Там он проходил обучение по физической, тактической, боевой подготовке, правилам обращения с огнестрельным оружием и взрывными устройствами в учебном лагере боевиков «Джамаат Абу Ханифа». Он был объявлен в розыск заочно, дело было приостановлено. Когда его экстрадировали, в ходе расследования он признал вину, в настоящее время дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Могу сказать, что сейчас в Карачаево-Черкессии обстановка находится под контролем в результате продолжающейся совместной работы и налаженного взаимодействия следственного управления с региональными подразделениями ФСБ, МВД и Россгвардии. Дают результаты и профилактические мероприятия по выявлению участников экстремистских террористических организаций и лиц финансирующих их или оказывающих содействие.
Одним из направлений подследственности Следственного комитета является борьба с коррупцией. Много ли возбуждаете таких уголовных дел, и можно ли победить коррупцию в регионе?
-- В этом году таких преступлений выявлено немного больше, чем в прошлом. За 6 месяцев текущего года нами возбуждено 84 дела коррупционной направленности, в аналогичный период прошлого года – 62. Думаю, это связано с организацией надлежащего взаимодействия с региональными поздравлениями полиции и ФСБ.
Коррупция – это латентное и трудно выявляемое преступление, однако в этом направлении ведется обширная работа: профилактическая, разъяснительная с использованием возможностей средств массовой информации, а также системные и плановые мероприятия по выявлению и пресечению таких преступлений сначала оперативными службами, а затем и следователями.
По моему мнению, снизить коррупцию можно. Надо разбираться с каждым конкретным случаем, вникать в суть проблемы. Систематически проводить профилактические мероприятия, используя все возможности, анализировать сведения, и результат обязательно будет. С начала года к уголовной ответственности мы привлекали должностных лиц органов местного самоуправления, образовательных учреждений, здравоохранения, лесхозов, полиции, прокуратуры.
На днях мы планируем завершение расследования дела в отношении прокурора одного из районов Республики. Она, в рамках расследования другого уголовного дела в отношении полицейского, сама вышла на сотрудника УФСБ и предложила ему взятку за бездействие, если будет поступать какая-либо информация о ее возможных незаконных действиях. Встречи проходили несколько раз, все документировалось, она сумму не называла, просто говорила, что будет на регулярной основе передавать сотруднику спецслужб деньги. При передаче 300 тыс. руб. она была задержана, суд ее арестовал. Обвиняемая вину не признала, заявила, что действия сотрудников УФСБ являлись провокационными и заранее спланированными. Вместе с тем, генеральный прокурор уволил ее за нарушение Присяги прокурора, а также совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.
В Карачаево-Черкессии очень много дел возбуждается в отношении сотрудников местных администраций, которые незаконно распоряжаются муниципальной землей. Суть такая – выдаются выписки из похозяйственной книги с заведомо ложными сведениями о наличии в собственности у какого-либо гражданина земельного участка, хотя на самом деле эта земля является государственной собственностью. А дальше ей распоряжается новый владелец.
В июне мы возбудили уголовное дело в отношении главы администрации одного из сельских поселений Хабезского муниципального района. Он как раз по этой схеме передал государственную землю в пользование жителю данного аула, являющемуся депутатом Совета этого поселения. Тем самым он создал для депутата Совета условия для последующей незаконной регистрации права собственности на землю, предоставив ему возможность незаконно обратить в собственность своего отца данный земельный участок, кадастровой стоимостью более 380 тыс. руб., чем причинил ущерб государству. Сейчас проводятся необходимые следственные действия для установления всех обстоятельств.
Расследуются уголовные дела этой категории и в отношении должностных лиц лесхозов. Помимо незаконно обогащения сторон, создаются идеальные условия и для вреда природным ресурсам, поскольку объекты выводятся из-под особой охраны всех государственных органов. В Карачаево-Черкессии земля, леса и водные ресурсы – это основная ценность. Поэтому, выявляя и пресекая такие преступления, мы сохраняем и защищаем достояние народов республики.