Найти тему
zorkinadventures

Город, куда съезжаются тысячи изгнанных вдов – Вриндаван. Так и не понял, как такое возможно в наши дни

Оглавление
В приюте Вриндавана: Лалита (справа) носит коротко стриженные волосы и заворачивается в белое – в ее культуре это были обязательные атрибуты вдовства. Сотрудница приюта Ранджана, тоже вдова, но она гораздо моложе – и менее скована традициями и обычаями. Фото: Эми Тансинг.
В приюте Вриндавана: Лалита (справа) носит коротко стриженные волосы и заворачивается в белое – в ее культуре это были обязательные атрибуты вдовства. Сотрудница приюта Ранджана, тоже вдова, но она гораздо моложе – и менее скована традициями и обычаями. Фото: Эми Тансинг.

Как мне написал один из читателей канала на другую тему: "а нам-то зачем это знать?". Действительно, какое нам дело до вдов, которые живут где-то на другом конце света? Но, по-моему, знать о том, что происходит в мире все-таки нужно. Никто, в конце-концов, не знает какой будет жизнь в нашей стране будет через пару десятков лет! Вот рассказ Синтии Горни, прекрасного автора National Geographic, где я работаю – про город вдов в Индии. Так и не понял, как такое возможно в наши дни. Почему, например, государство ничего не предпримет, не разберется? Сложно же назвать Индию (где, например, сидят одни из лучших программистов в мире) отсталой страной.

"В некоторых обществах женщины, потерявшие мужей, становятся изгоями и нередко оказываются в приютах. А где-то вдов и вовсе лишают всего: детей, земли, крыши над головой. Есть ли надежда на перемены?

Вриндаване. Город в Индии, куда со всех окрестностей съезжаются вдовы, женщины, потерявшие мужей.


Сколько точно вдов во Вриндаване, неизвестно. По одним оценкам, 2–3 тысячи, по другим — все 10, а то и больше. Сам Вриндаван и окрестные городишки — религиозный центр со множеством храмов бога Кришны и ашрамов, в которых не имеющие средств к существованию вдовы, сидя на полу, весь день исполняют бхаджаны — религиозные песнопения. Формально это дело паломников и священников, но, многократно повторяя песнопения, вдовы могут заслужить горячую еду, а, если повезет, коврик, на котором можно устроиться на ночь.

Живут вдовы и в приютах, и в съемных комнатах, а то и просто под куском брезента на обочине. Во Вриндаван они приезжают изо всех уголков Индии. Иногда женщины прибывают в сопровождении гуру, которому доверяют. Порой сюда их привозят родственники — оставляют в ашраме или на ближайшем перекрестке и уезжают прочь.

Даже если родня не выгоняет вдову из дома, часто изо дня в день ей дают понять, что ее роль здесь сыграна: в Индии женщина, имевшая несчастье пережить мужа, навсегда становится лишь обременением и, по словам делийского психолога Васанты Пхатри, «физически жива, но для социальной жизни умирает». Вриндаван известен как «город вдов», поэтому потерявшие мужей женщины приходят сюда и в одиночку: добираются на автобусах и поездах. И так из поколения в поколение.

Вдова Кристин Наматову и ее сын Эндрю в доме, который пытались отнять у Кристин родственники ее мужа. Лишить вдову имущества – обычное дело в этих краях. Наматову с помощью юристов отстояла дом. Фото: Эми Тансинг.
Вдова Кристин Наматову и ее сын Эндрю в доме, который пытались отнять у Кристин родственники ее мужа. Лишить вдову имущества – обычное дело в этих краях. Наматову с помощью юристов отстояла дом. Фото: Эми Тансинг.

Вдова не должна одеваться в цветное или выглядеть привлекательно — это было бы неуместно для ее новой роли вечной униженной плакальщицы. Вдове следует есть только безвкусную пищу, небольшими порциями, поскольку богатство вкуса и специи могут возбудить страсть, которой она больше никогда не должна испытать. Все эти правила уходят корнями в индуизм, и образованные индийцы от многих из них отказались, но в некоторых деревнях и консервативных семьях ко всему этому по-прежнему относятся совершенно серьезно.

Бангладешской вдове Бхакти Даши 75, уже четверть века она живет в храме духовного центра города Навадвипа в Западной Бенгалии. Вместе с другими женщинами, Бхакти поет молитвы в храме по несколько часов кряду – в обмен на кров и еду.Фото: Эми Тансинг.
Бангладешской вдове Бхакти Даши 75, уже четверть века она живет в храме духовного центра города Навадвипа в Западной Бенгалии. Вместе с другими женщинами, Бхакти поет молитвы в храме по несколько часов кряду – в обмен на кров и еду.Фото: Эми Тансинг.

«Никто из нас не хочет возвращаться к семьям, — твердо произносит на бенгальском сухопарая Канаклата Адикари со своей кровати в приютской комнате, которую она делит с семью другими вдовами. — Мы не разговариваем с родственниками. Мы сами — вот наша семья».

Специально для National Geographic Russia. Вот тут еще немного информации про вдов (и не только индийских).

Подписывайтесь на канал zorkinadventures в Яндекс. Мессенджере – тут.