Найти тему
Ясно Понятно

Белорусский вопрос Путину: наш ли Лукашенко и что с ним делать

Оглавление

Reuters
Reuters

Политическая обстановка в Белоруссии все больше напоминает патовую. После прошедших выборов и недели народных волнений объявленный главой государства Александр Лукашенко отказался сложить полномочия и идти на перевыборы. При этом бывший кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская заявила о готовности быть национальным лидером Белоруссии.

Ситуация в стране все больше напоминает венесуэльский сценарий: два лидера, ни мира, ни войны. Что делать России?

Взгляд с Запада

После выборов в Белоруссии ЕС и США заявили, что они не только не считают Лукашенко победителем, но и не признают итоги голосования вообще и требует повторных выборов. Это стало неприятным сюрпризом для яростных противников минского режима, полагавших, что Запад немедля признает Тихановскую законным президентом, как это было в Венесуэле с Хуаном Гуайдо.

Но в Белоруссии ситуация пока развивается по иному сценарию. Лидеры западных стран в основном отмалчиваются, какую-то активность проявляют лишь Польша, да Литва с Латвией. Для последних белорусский кризис, похоже, становится звездным часом: о том, что на планете существуют такие страны, внезапно узнала масса народу.

Рассматриваются какие-то санкции, но лишь персонально против белорусских чиновников. А это совсем не то, чего ждут желающие скинуть Александра Григорьевича с корабля истории. А тот продолжает в лучшем мадурианском стиле выступать с пламенными речами и готовится править страной даже после своей смерти.

Молчание или весьма сдержанная реакция Запада на происходящее в Белоруссии, похоже, объясняется весьма просто. Если сейчас жестко надавить на Лукашенко, он бросится в объятия России, чего «наши западные партнеры» допустить не хотят. Устроить в Белоруссии переворот по типу украинского будет непросто: протесты в стране носят мирный характер, даже несмотря на жестокость силовиков, антироссийских настроений почти нет, как нет и раскола страны на западную и восточную части.

Плюс к этому России и Белоруссией все же входят в союзное государство. Устроить бойню в Минске - это значит вывести из себя Владимира Путина со всеми вытекающими неприятностями. Вторые Донецк и Луганск,очевидно, не нужны ни Франции, ни Германии, особенно во время коронакризиса.

Взгляд с Востока

Начиная с момента захвата 33 российских наемников реакция президента Путина (читай - России) на происходящее в Белоруссии была очень осторожной. Путин собрал Совбез после инцидента под Минском, затем поздравил Лукашенко с переизбранием и провел с ним телефонные переговоры, коммюнике по итогам которых был очень скромным. И все. При этом Александр Григорьевич, даже несмотря на свое отчаянное положение, продолжает критиковать России и, как кажется, играет с огнем. Однако он понимает, что у него в рукаве есть козырь: «Пророссийская Белоруссия - это я». Нет Лукашенко - нет союзного государства, нет братского народа, ничего нет. А есть новая русофобская страна у границ России. И он хочет этот козырь разыграть максимально эффективно.

И тут Кремль, видимо, активно размышляет, что ему делать. Некоторые аналитики полагают, что Владимир Путин пытается понять, чего хочет белорусский народ, а чего - Батька. И в зависимости от этого встать на сторону того или другого. Однако есть подозрение, что в Кремле не очень представляют, что значит «мнение народа» и вообще что там за люди ходят с протестами по белорусским городам.

А ключевой вопрос, на который хочет ответить Москва - наш или нет сукин сын Александр Лукашенко. Если да, то поддержка ему будет оказана в полной мере. Если нет, то, скорее всего, он попадет по давление Кремля, который будет искать ему пророссийскую компромиссную замену. Может так случится, что в итоге и Лукашенко, и Тихановская окажутся временными фигурами, которые будет необходимо заменить на одну. И она должна устроить и Москву, и Запад и белорусские элиты.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал