Найти в Дзене
Этноmix

Гуле вамкулу — космический праздник жизни и смерти народа чеве

О ньяу — танцорах в масках, одержимых духами животных и мертвых - говорить в Африке запрещено. Несмотря на то, что жители мозамбикских деревень прекрасно знают об этом тайном культе народа чева, они молчат о нем под страхом смерти.

Чева — народность, относящаяся к банту (общее название племен, обитающих в центральной и южной Африке) - славится своими дикими танцами в масках, которые исполняют ньяу - тайное общество или духовный культ.

Chadzunda - является предком всех других персонажей. Его большой возраст, подчеркивают морщины и отсутствие зубов,что опровергает его мужественность, силу и энергию.
Chadzunda - является предком всех других персонажей. Его большой возраст, подчеркивают морщины и отсутствие зубов,что опровергает его мужественность, силу и энергию.

Во время государственных праздников, юбилеев и похорон члены братства ньяу традиционно танцуют Гуле Вамкулу, что означает "Великий танец".

Maliya - жена Chadzunda, глубоко связана с христианской Марией. Несмотря на то, что она танцует, показывая сексуальное табу, она очень чувственна к мужу и отображает святость секса в браке. Она идеальная жена.
Maliya - жена Chadzunda, глубоко связана с христианской Марией. Несмотря на то, что она танцует, показывая сексуальное табу, она очень чувственна к мужу и отображает святость секса в браке. Она идеальная жена.

Считается, что во время Гуле Вамкулу ньяу одержимы духами масок - духами животных, которые называют nyama, а также духами умерших предков - mizimu.

Matako alingana - является бабуином, прыгающим вокруг и ведя себя беспорядочно, символично уча людей, что нет никакого смысла в сексуальной неверности, потому что все люди одинаковы, когда дело доходит до секса.
Matako alingana - является бабуином, прыгающим вокруг и ведя себя беспорядочно, символично уча людей, что нет никакого смысла в сексуальной неверности, потому что все люди одинаковы, когда дело доходит до секса.

Никто не знает, откуда появились ньяу, но уже тысячу лет назад их общества существовали на территории Зимбабве, центрального и южного Малави,Замбии, восточного и западного Мозамбика.
Сейчас ньяу можно встретить практически в любом селении.
Христиане, в том числе и церковные миссионеры, всегда с подозрением относились к этому культу, поскольку так и не смогли узнать о его истоках и сути, но некоторые миссионеры даже пытаются совместить две традиции, что бы завоевать доверие местных жителей,уважая их древние традиции.

Mbaula кажется щедрым на первый взгляд, даже позволяет людям приготовить еду на своей горящей голове, но на самом деле это псевдо щедрость, как способ навязать обязательства другим, и в дальнейшем использовать их.
Mbaula кажется щедрым на первый взгляд, даже позволяет людям приготовить еду на своей горящей голове, но на самом деле это псевдо щедрость, как способ навязать обязательства другим, и в дальнейшем использовать их.

Неизвестно, когда и откуда пришли ньяу, но тысячу лет назад они уже существовали в Юго-Восточной Африке: на территории нынешних Мозамбика, Малави, Зимбабве и Замбии.

Magwiragwira - вор, укравший охраняемые ценности, которые сделали его больным. Нос как у Пиноккио растет с каждым разом все больше, от болезни и плохих поступков. Он символизирует тот факт, что плохие поступки следствие их владельца, а зло которое вы делаете, может обернуться против вас.
Magwiragwira - вор, укравший охраняемые ценности, которые сделали его больным. Нос как у Пиноккио растет с каждым разом все больше, от болезни и плохих поступков. Он символизирует тот факт, что плохие поступки следствие их владельца, а зло которое вы делаете, может обернуться против вас.

Христианские миссионеры так и не смогли докопаться до истоков и сути этого культа, распространенного среди народа чева. В первую очередь потому, что разглашение секретов тайного братства всегда каралось страшным наказанием, вплоть до смерти.

Chuma cha ana - Чума ча ана - является многопрофильная рогатая маска, которая учит о наследовании и предупреждает о жадности целой семьи. Эта маска, относительно новая, и танцует на похоронах, где есть какой-то семейный конфликт по наследству.
Chuma cha ana - Чума ча ана - является многопрофильная рогатая маска, которая учит о наследовании и предупреждает о жадности целой семьи. Эта маска, относительно новая, и танцует на похоронах, где есть какой-то семейный конфликт по наследству.

В каждом селе действует своя группа ньяу, как часть большой сети.
Слово обозначает одновременно и сообщество, и его членов, и всю систему их религиозных верований и ритуалов, включая танцы и маски.
Чева верят в бога Чауту, который создал все живое и когда-то жил на земле вместе с людьми и животными. Но человек познал огонь, Чаута прогневался и ушел на небо, оставив свои творения на произвол судьбы.
А еще чева верят в то, что духи предков живее всех живых, их надо не просто почитать, а ублажать.

Adapundula - маска с предупреждением против неправильного использования магии, потому что это калечит вас - и сделает вас несчастным и больным.
Adapundula - маска с предупреждением против неправильного использования магии, потому что это калечит вас - и сделает вас несчастным и больным.

И если духи предков будут довольны, они замолвят словечко за живых богу Чауте, и тогда он вспомнит о людях и пошлет им дождь, урожай и плодовитость. Связь между двумя мирами — живых и умерших — способны осуществить только ньяу. И делают они это при помощи Великого танца — Гуле Вамкулу. Разглашение секретов культа сурово каралось, вплоть до убийства того, кто предал ньяу.

Bonya - Боня - это вид небольшой рыбы, ( размером с крошечную сардину), которая очень питательна, а иногда и делает людей больными, - но это не все.
Это маска символ- предупреждение против покупки дешевых импортных товаров,вместо хорошо сделанных традиционных.
Bonya - Боня - это вид небольшой рыбы, ( размером с крошечную сардину), которая очень питательна, а иногда и делает людей больными, - но это не все. Это маска символ- предупреждение против покупки дешевых импортных товаров,вместо хорошо сделанных традиционных.

Хотя никто не знает личности танцоров, известно, что культ не принимает детей до десяти лет, а церемония посвящения нового члена ньяу обычно проводится глубокой ночью на кладбище, куда суеверные жители боятся приходить даже днем. Согласно мифологии чева, бог Чаута когда-то жил на Земле среди людей и животных.

Mandevu - символизирует иностранца, незнакомца в деревне. Его красное лицо, длинная борода и нос несут европейские черты. Он иногда ездит на велосипеде или носит радио, и его цель предупредить жителей деревни соблюдать осторожность при использовании современных методов и новомодных устройств
Mandevu - символизирует иностранца, незнакомца в деревне. Его красное лицо, длинная борода и нос несут европейские черты. Он иногда ездит на велосипеде или носит радио, и его цель предупредить жителей деревни соблюдать осторожность при использовании современных методов и новомодных устройств

Все счастливо жили бок о бок до тех пор, пока люди не научились разводить огонь и нарушили естественный порядок на Земле.
После этого все животные в страхе бежали от людей и стали дикими, а бог разгневался и вернулся на небо, оставив всех на произвол судьбы.
Но чева также верят в присутствие бога в повседневной жизни, буквально во всем.

Chimbano - бык, выпрыгнувший из крааля и представляет собой неверного мужа. Эта маска используется ,чтобы подчеркнуть необходимость сексуальной верности в браке и воздержания до брака.
Chimbano - бык, выпрыгнувший из крааля и представляет собой неверного мужа. Эта маска используется ,чтобы подчеркнуть необходимость сексуальной верности в браке и воздержания до брака.

Как раз эта связь бога, духов и людей символически представлена в танце Гуле Вамкулу. Сам танец Гуле Вамкулу очень сложен. Под бой барабанов ньяу, одетые в мешковатые одежды, кружатся, исполняя немыслимые пируэты и поднимая пыль.

При этом они часто издают животные звуки. Зачастую перед танцем все исполнители покрывают свое тело почвой. Великий танец, или, как его еще называют, Великая молитва предков, исполняется в дни похорон важных представителей общины, на поминках,при посвящении новых членов братства, после сбора урожая и перед сезоном дождей.

Гуле Вамкулу — именно под таким названием тайный культ и церемонии ньяу были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2008 году. Кроме Великого танца есть и «обычные», которые исполняются ньяу по выходным в течение всего года на деревенских площадях. Поскольку ньяу напрямую общаются с мертвыми и с духами, то их боятся буквально все.

В частности, жители боятся ньяу кампини или "опасных" ньяу. Чева считают, что ньяу кампини убивают людей даже просто за то, если им перейти дорогу.

Во время ритуальных церемоний и танцев они также иногда без предупреждения нападали на непосвященных людей. Также обычные жители очень боятся ньяу акакаиро, которые ходят только в набедренных повязках (но их лицо при этом закрыто тряпками и маской).

В зимбабвийской глубинке регулярно происходят случаи нападений ньяу акакаиро на случайных прохожих. Используя сложную систему, основанную на секретных паролях и жестах, о которых ничего не известно непосвященным,ньяу яростно блюдут тайну личности и свои традиции.
Новичков, которые присоединяются к культу, с первых дней избивают, чтобы научить дисциплине и покорности.

Ньяу также занимают уникальное положение в местном обществе. В некоторых деревнях чева культисты ньяу могут даже совершать самосуд и убивать людей. При этом официальным властям ничего не рассказывают, поскольку боятся членов культа.

Любой из местной общины может заказать своего врага ньяу. Убийцу даже никто не будет разыскивать, поскольку того, кем являются в реальной жизни окультисты, никто не знает. Любой человек может быть ньяу - зачастую даже жены не знают, что их мужья состоят в культе.


И никогда не узнают, поскольку ньяу тщательно хранят свои тайны в течение многих сотен лет. «Не плачь, мать, о своем сыне, потому что он никогда уже не будет таким, каким ты его знала. Твой сын возмужал и теперь идет по пути великих отцов», — поют женщины деревни на церемонии посвящения.

Бьют барабаны, и танцоры в деревянных масках и костюмах из разноцветного тряпья и распущенной мешковины вертятся в разные стороны, совершая сложные пируэты, подбрасывая в воздух пыль и издавая животные звуки. У каждого ньяу свое обличье.

Вариантов масок множество, и все они имеют свои названия и смысл.
Кроме духов предков — добрых и злых — маски и костюмы могут изображать различные типы человеческих страстей и немощей: тщеславие, бесплодие, эпилепсию, глупость, жадность, похоть...
Особую роль в ритуалах ньяу играют создаваемые ими фигуры животных, внутрь которых обычно помещаются несколько человек.

Это может быть слон, жираф, единорог или питон. Согласно верованиям чева к умирающему является одно из таких животных и забирает его в долину смерти. Надев на себя плетеные конструкции, ньяу танцуют, изображая духов этих животных.

Звероподобные «корзины» изготавливаются в тайном месте, где-нибудь в зарослях под большим деревом, часто на кладбище. Непосвященные не должны видеть процесс и знать, как устроено ньяу-животное, танцующее Гуле Вамкулу. Потому-то оно и выходит на дорогу только под покровом тьмы. Великий танец обычно длится три ночи, а в течение дня ньяу в костюмах могут разгуливать по деревне, пугая местных жителей.

В некоторых интерпретациях духовности чева, это Mbona, божество дождя, часто принимает форму змеи и обращается через свою жену Салиму. Иногда ужасные лесные создания играют с детьми и поют с женщинами — все зависит от того, какого духа или какой характер они изображают. Но ньяу могут быть и весьма агрессивными. Так они пытаются донести до людей гнев предков, которых те недостаточно почитают.

Существует и много просто злых духов, встреча с которыми, как и с духами диких зверей вроде льва, не сулит ничего хорошего. Поэтому мальчишки чева боятся ходить по лесным дорогам.

Любой непосвященный, независимо от возраста, рискует быть избитым, если наткнется на существо в злой маске. Самый страшный из всех ньяу — это Гуле Гвампини, который опять же, может убивать.

«Помню, как однажды, когда долго не было дождя, кто-то из деревни пришел к старейшинам ньяу и заплатил им деньги, чтобы они послали Гвампини убить плохого человека, из-за которого стояла засуха, — рассказывает Офис, работник школы в деревне Манже и по совместительству член братства. — Около 40 ньяу пришли в деревню, разорили дом этого человека, а самого его убили.

Полиция? Что она может сделать? Если слон или змея убьют человека, их же в тюрьму не посадишь? Так и ньяу. Когда в Гуле входит дух маски, он уже не человек, он становится зиломбо — зверем.

К тому же никто не знает, кто ньяу, а кто нет. Это может быть ваш сын или брат. А может, тот полицейский, что допрашивает свидетелей, сам вчера обмазался грязью, надел рогатую маску и убил плохого человека. Почему плохого?

Так ведь не было дождя долго, а как его убили, так дождь и пошел. Вот тебе и доказательство». Ритуальные убийства сейчас практикуются все реже и лишь в самых удаленных общинах.

Но среди полицейских и учителей действительно встречаются ньяу.
В рабочее время они отдают долг государству, а в выходные становятся «дикими зверями» и проводят ночи напролет в танцах, сбрасывая напряжение трудной недели, вздымая к небу столбы пыли и взывая к предкам, а через них к богу Чауте,чтобы тот сменил гнев на милость и вернулся на землю.

Или хотя бы послал людям дождь. И ведь посылает иногда. Некоторые персонажи маскарада показывают себя в форме животных, некоторые из них похожи на гуманоида, а некоторые совсем диковинные…