Росписи трех церквей на территории музея-заповедника «Ростовский кремль» скоро можно будет увидеть в формате ультравысокой четкости 4K. Съемкой уникальных настенных изображений, которые целиком даже не окинешь взглядом, занимается компания Gecko Visual, продюсером и режиссером которой является пензяк Антон Полевода.
Уникальная ниша
Антон учился в ПГУ, он человек с кавээновским прошлым. И хотя в легендарной пензенской команде «Валеон Дассон» он не играл, с Павлом Волей, Тимуром Керимовым (ныне Родригезом) и прочими потенциальными «камеди» звездами был хорошо знаком.
И, как и они, тоже отправился в столицу попытать счастье.
«Я учился на инженера-технолога, но быстро понял, что не в этом мое призвание, — улыбается Антон Полевода. — И потому параллельно постигал премудрости дизайна интерьеров на московских курсах, оформил несколько клубов, магазинов, руководил собственным рекламным агентством. Но, если бы мне тогда, 20 лет назад, кто-то сказал, что это приведет меня к древним фрескам, я бы рассмеялся ему в лицо!»
Впрочем, первый звоночек к тому времени уже прозвенел: преподаватель культурологии, послушав пытливого студента, сразу сказала, что ему нужно забирать документы с факультета автоматизации машиностроения и бежать на истфак — интерес к познанию наследия разных эпох буквально сквозил в каждом слове Антона.
«Но тогда я был больше озабочен материальной стороной вопроса, хотя, конечно, хотелось совместить это и с интересом, — вспоминает наш земляк. — И ровно в тот момент, когда я искал свою уникальную нишу, мне поступило ну очень необычное предложение из исторического музея Ростовского кремля — сделать визуализацию урагана 1953 года, который разметал объект исторического наследия так, что его пришлось восстанавливать по крупицам долгие-долгие годы!
Сказать, что я был удивлен таким заказом, значит не сказать ничего! Чтобы снять такой фильм, было недостаточно просто любить кино, и я, зажмурившись от адреналина, принялся искать хорошую команду, благо опыт менеджмента проектов у меня имелся».
Катаклизм на экране
Когда исполнители подобрались, началась кропотливая работа. Антон в качестве исполнительного продюсера получал разрешения, согласования, налаживал работу с архивами и консультантами, занимался вопросами размещения съемочной группы в Ростовском кремле.
Чтобы воссоздать на экране бесчинства, которые сотворил ураган, пришлось поднять не только все архивные документы, но и записки с воспоминаниями очевидцев, старые фотографии. С помощью специалистов выяснили, откуда пришел шквал, по направлению упавших куполов поняли, в какую сторону он двигался. Правда, вопрос, почему природный катаклизм со всей яростью обрушился аккурат на кремль, а в окрестных дворах только сено пораскидал, так и остался без ответа. Мистика!
«Мы отрисовали 3D-модель комплекса и посредством компьютерных технологий подставили к нему смерч, — продолжает Антон Полевода. — Все это снабдили наглядной инфографикой — современные документальные фильмы без нее немыслимы».
В итоге получилась 8-минутная картина, рассказывающая предысторию кремля (Ростову Великому 1158 лет) и показывающая процесс его разрушения ураганом. Критики поставили проекту высокие баллы, он даже получил несколько наград на конкурсах, в том числе в Венгрии, Италии, Индии и Германии.
Следующим успешным фильмом нашего земляка стала короткометражка про Ростовский митрополичий сад, видеопроект для Царского Села. Некоторые фильмы демонстрировались на канале «Культура», и замеры рейтингов телесмотрения в этот момент показали, что зрительская аудитория не могла оторваться от экранов!
«Еще один проект мы делали совместно с нидерландскими коллегами, — продолжает наш земляк. — Фильм «Крепость» посвящен староголландским системам земляной фортификации. Картина получилась на 80 минут! На мой взгляд, современные научно-популярные фильмы ничем не уступают художественным: например, в нашей «Крепости» есть три крупные батальные сцены с участием лошадей и профессиональных каскадеров!»
Монтаж длиною в год
«Работа по нынешнему проекту очень трудоемкая — фресковая роспись стен такая плотная!.. — признается Антон. — Каждый ее фрагмент — это обособленный сюжет, и его приходится снимать отдельно от общего фона. Дело небыстрое: на один храм уходит без малого двое суток. Профессиональное оборудование позволяет воспроизвести картинку в формате ультравысокой четкости 4К — фильм можно будет демонстрировать на больших телеэкранах на выставках, фестивалях, киноконкурсах…
Очень помогает нам дрон: он летает прямо под сводами храма — там, куда человеку не добраться. А сильный макрообъектив показывает такие нюансы, которые невооруженным глазом не увидишь. И если фрески под куполом церкви невозможно рассмотреть даже в бинокль, то мы в итоге получаем сверхчеткое их изображение».
Уникальный кинопроект под рабочим названием Fresco должен быть готов к осени: самая сложная и длительная часть — цветокоррекция и монтаж, это может занимать и целый год.
Параллельно Антон Полевода и его команда работают над фильмом о русском авангарде и подделках под него, о шедеврах Малевича, Кандинского и других художников из объединения «Бубновый валет». Картину делают вместе с телеведущим, литературоведом, писателем Александром Архангельским.
Вандализм через "ять"
«Храмы XVII—XVIII веков обладают своей энергетикой, которая объясняется специфичной архитектурой, — признается Антон Полевода. — Как только в них попадаешь, сразу будто оказываешься в шкатулке: на тебя со всех сторон все давит. А образные эмоциональные фрески добавляют острых ощущений. Больше всего меня лично поразила роспись в храме Спаса на Сенях — «Страшный суд» во всю огромную стену! В мельчайших подробностях можно рассмотреть, кто из грешников куда попал, кого за язык подвесили, кого в котле сварили, как выглядят демоны и каждый из смертных грехов».
То тут, то там на пути киногруппы встречаются удивительные артефакты. «Например, только в храмах, которым 200 и более лет, можно найти голосники — полости внутри стен, которые усиливали резонанс звуков и создавали гулкое эхо, — рассказывает Антон. — Этот лайфхак приводит к тому, что проповедь с алтаря звучит громогласно и достигает каждого прихожанина, а когда разливается пение, создается ощущение, будто умелый звукооператор добавил спецэффектов.
Поразил съемочную группу и тот факт, что в разных храмах Ростовского кремля алтари устроены на разной высоте. В храме, который посещали сам царь и вся элита, этот подиум от общего пола отделяет всего одна ступенька, чтобы священнослужитель не слишком сильно возвышался над государем. А вот в храме для совсем простых людей к алтарю ведут… аж восемь ступенек! В итоге паства смотрела на священника не просто снизу вверх, а задрав голову. И видела, по сути, лишь носки его обуви.
«Самый же забавный и в чем-то даже трогательный артефакт мы обнаружили в самой старой церкви Ростовского кремля, — улыбается наш земляк. — Она еще в XIX веке была законсервирована, там на так называемом холодном хранении были иконы. Затем помещение неуважительно использовали под чисто хозяйственные нужды. Я семь лет (!) пытался пробиться в эту церковь, но пустили меня туда, когда уже я отчаялся. И вот там на стенах я увидел следы вандализма, которым века полтора точно! «Здесь был Черешкинъ» — надписями в таком духе, да еще через «ять», были исписаны все стены. И даты стояли соответствующие — середина позапрошлого столетия… Не знаю, конечно, что решат эксперты, но я бы на их месте при реставрации церкви эти нацарапанные письмена оставил — это ведь тоже пласт истории!»
Автор: Ксения Ивановская