"Криминальное чтиво" Квентина Тарантино хорошо тем, что его можно пересматривать бесконечно, и в фильме каждый раз будут обнаруживаться интересные детали. Безусловно, лента давно разобрана на молекулы и препарирована в самом разном виде, но поговорить темы еще находятся - например, меня после недавнего просмотра заинтересовал такой вопрос: а почему вообще Бутч вдруг решил пойти против Марселласа Уоллеса?
Напомню, что герою Брюса Уиллиса посвящен пятый сегмент картины, получивший название "Золотые часы". В нем мы знакомимся с заметно потрепанным боксером Бутчем, согласившимся за взятку Марселласа уступить в ближайшем поединке, чтобы Уоллес мог прилично поднять на ставках. Однако боксер полученные деньги ставит на себя, выигрывает бой и пытается сбежать от мафии и понесшего финансовые и репутационные потери Марселласа. Последующая цепь событий в контексте данной статьи не таки интересна, меня больше волнует вопрос, почему Бутч вместо того, чтобы взять деньги и спокойно уступить, решил обмануть мафию и пуститься в бега? Это же лишено логики!
Давайте попробуем разобраться, чем же руководствовался герой Брюса Уиллиса. Во-первых, важную роль в принятии решения, конечно, сыграли деньги. Сложно сказать, как был устроен букмекерский механизм в данном конкретном случае, но безусловно Бутч от ставки на себя в случае победы приобретал больше, чем ему дал Марселлас. Скорее всего, даже намного больше, ведь обычно наличие крупных ставок на победу одной из сторон поединка влечет за собой повышение коэффициента на ее противника. Если Уоллес сделал крупную ставку на поражение Бутча, то его победа могла получить заманчивый коэффициент. Этим боксер и воспользовался. Суммы в фильме не фигурируют, но при благоприятном раскладе боксер мог удвоить или даже утроить полученные от Марселласа деньги.
Но на мой взгляд, ставка здесь не главное. У нас есть все основания полагать, что Бутчем двигало не корыстолюбие, а гордость. Судя по флэшбэку с отцовскими часами, Бутчу на момент основного действия картины уже хорошо за 30, для боксера это закат карьеры, а учитывая то, что он участвует в "поединках за деньги", любой новый бой вполне может стать для него последним. Кстати, в рассматриваемом бое "не повезло" сопернику Бутча - он скончался после нокаута. Таким образом, возможно, персонаж Уиллиса думал не только о деньгах, но и о том, чтобы уйти с ринга непобежденным. Многим даже самым великим людям не хватает смелости и ума уйти на пике карьеры - Бутч же решил поставить гордость выше всего остального.
Как это часто бывает у Тарантино, подтверждение любым теориям стоит искать в многочисленных диалогах и монологах, разбросанных по всей хронологии фильма. В случае с Бутчем и Марселласом все очень просто - их разговор перед боем многое проясняет в вопросах мотивации боксера. Именно здесь Уоллес упоминает гордость и предлагает бойцу на время забыть о ней, однако он не понимает, что делает предложение поступиться принципами человеку, для которого некоторые понятия незыблемы.
С этой точки зрения история с часами тоже получает дополнительную грань - теперь это не просто семейная реликвия, передаваемая из рук в руки (ну, или еще через одно место), это еще и символ непоколебимости принципов и предмет гордости. Мог ли Бутч и дальше носить отцовский подарок, если ты проявил себя продажным трусом, а с ринга уполз побитой собакой? (ни в коем случае не хочу оскорбить этим боксеров и борцов - спорт есть спорт, а мы говорим о кино) Наверное, нет. Наверное, в какой-то момент боец посчитал, что уйти следует так, чтобы это запомнилось.
Кстати, и дальнейшие события подтверждают идею о гордости, как о главной движущей жизненной силе Бутча. Думаете, почему он вернулся в подвал ломбарда за Уоллесом? Да именно потому, что принципы не позволили ему оставить в бесчестии даже самого могущественного и опасного врага. Бутч мог одним махом решить вопрос и с деньгами, и с преследованием, но гордость и честь оказались сильнее.
Так что можно говорить о том, что боксер просто захотел побольше денег, чтобы сбежать с юной подружкой. Но правильнее будет обратить внимание на то, что при всех своих пороках Бутч остался человеком гордым и независимым, даже когда эти его черты послужили причиной для бегства от могущественного противника.
Такие вот мысли посещают в ожидании первых больших кинотеатральных премьер, на которых можно будет, наконец, вдоволь похрустеть попкорном. Уже совсем скоро мы увидимся в кино, а пока - заглядывайте на канал Киноведа в штатском, здесь будет интересно. И ни в коем случае не болейте!