Раскрывая лучшее в людях
Большинство современных специалистов в компаниях быстро теряют мотивацию, заинтересованность и перестают ощущать свою значимость. Однако сегодня, когда мир переживает эпоху цифровизации и автоматизации, крайне важно сохранить ценность Человека. Раффаэла Райн, предпринимательница из Германии, на собственном опыте выявила новый формат работы в компаниях, который позволяет раскрыть в сотрудниках и руководителях лучшие качества. Этой теме она посвятила свое выступление на международной конференции Startup Village.
Исследования показывают, что в среднем в современных компаниях работают около 85% невовлеченных и немотивированных сотрудников. Это неблагоприятно сказывается на развитии не только самой организации, но и экономики страны в целом. Если бы статистика показывала ровно противоположные данные и большая часть сотрудников были бы замотивированы, то многие компании имели бы возможность вносить больший вклад в формирование лучшего будущего, создавая важные и полезные инновационные продукты для общества.
Впервые о том, что способно повлиять на вовлеченность сотрудников в деятельность компании, Раффаэла Райн задумалась еще тогда, когда и сама была одной из подчиненных работников. Она заметила, что многое зависело от атмосферы на рабочем месте. В одной компании ей было невыносимо скучно, в другой чувствовались драйв и заинтересованность всей команды. Увидев этот контраст, Раффаэла поняла, что мечтает создать корпорацию, в которой будут работать счастливые, активные и воодушевленные сотрудники.
Начинающая предпринимательница стала изучать разную литературу по мотивации коллектива. Американский журналист и исследователь Даниэль Пинк в своей книге утверждал, что для создания драйва в команде необходимы три компонента: автономность, цель и совершенство. Другими словами, он советовал руководителям предоставить своим сотрудникам определенную свободу, обозначить перед ними конкретные цели и обеспечить их возможностями для саморазвития. Именно эту концепцию Раффаэла Райн и решила заложить в основу работы своей будущей компании.
Сегодня Раффаэла Райн является основателем двух успешных компаний. Она регулярно общается с известными людьми из разных стран и сфер деятельности, выступает на конференциях и форумах. Сама Раффаэла считает, что главный секрет ее успеха – выстраивание работы в новом формате.
В 2013 г. вместе со своим единомышленником Раффаэла Райн создала образовательную платформу, которая позволяет всем желающим освоить ключевые навыки по актуальным профессиям. Очень скоро команда проекта расширилась с 2 до 50 человек. Однако создать ту самую атмосферу и корпоративную культуру, о которой мечтала Раффаэла, оказалось не так просто.
«Мы использовали много решений, опирались на опыт передовых компаний и проводили собственные эксперименты. Например, мы ввели систему прозрачных заработных плат и отказались от вертикальной иерархии в пользу горизонтальной. По сути, все сотрудники стали равны между собой и имели равное влияние на принятие решений», – рассказывает Раффаэла. Тем не менее ожидаемого результата достичь не удалось, и тогда основатели компании решили сделать шаг назад, чтобы продумать новую модель работы.
«Со временем мы пришли к выводу, что важно не только выстроить четкую структуру взаимодействия, но и изменить образ мышления команды. Необходимо создать в компании корпоративную культуру, которая будет выстраиваться вокруг людей. Сотрудники обязательно должны чувствовать, что их мнение имеет большое значение».
Для создания такой корпоративной культуры в первую очередь важно понять, что чувствуют и чего хотят сами сотрудники. Хорошим способом выяснить это является опрос. Порой мотивация члена команды может снижаться лишь оттого, что его рабочее место расположено в неудобной части офиса. Бывают и более серьезные проблемы, связанные с конфликтами внутри коллектива или недовольством выстроенной системой управления.
Для того чтобы лучше понимать членов своей команды, необходимо правильно выстроить взаимодействие – научиться давать и принимать обратную связь.
Чаще всего люди боятся или стесняются критиковать своих друзей, коллег или руководителей. И даже заметив в чьей-либо работе недостаток, некоторые предпочитают тактично промолчать, чтобы не обидеть человека или не спровоцировать конфликт. Такое поведение можно обозначить термином «разрушительная эмпатия».
Между тем без исправления ошибок роста добиться невозможно. Именно поэтому так важно выстроить в компании многостороннюю и открытую коммуникацию. На личном опыте Раффаэла поняла, что нельзя сформировать правильную систему обратной связи в коллективе по щелчку пальцев. На это нужно время, главное – действовать постепенно и осторожно.
Конструктивная критика – неотъемлемый компонент здоровой атмосферы в коллективе.
Сегодня Раффаэла Райн советует руководителям компаний в первую очередь на собственном примере показывать сотрудникам, как следует принимать критику. «Для этого необходимо регулярно спрашивать подчиненных, что им не нравится в вашей работе. При этом важно, чтобы они называли конкретные недостатки, а не придумывали “отговорки”, чтобы вас не обидеть», – отмечает эксперт. Уже спустя пару недель сотрудники привыкнут к тому, что критика является нормальной частью повседневной жизни. После этого руководитель может начинать аккуратно давать обратную связь в сторону работы своих подчиненных, показывая свое стремление сделать лучше, а не выражая недовольство.
Безусловно, в такой методике важен баланс «кнута» и «пряника». Правильная своевременная похвала способна значительно повысить мотивацию сотрудника.
Таким образом, благодаря «честной» коммуникации в команде формируется позитивная атмосфера, основанная на доверии, открытости и стремлении достичь общих целей. Чем больше люди общаются между собой, тем прочнее становится связь между ними. Это дает возможность создать мощную команду, способную не только развить успешный бизнес, но и изменить мир.
Виктория Ежова, информационное агентство
«Global Women Media»