Где была бы Маринина, если бы не Елена Яковлева? Или полицейская фантастика как популярный женский жанр

746 прочитали
в глазах читается вопрос "А что, так можно было."
в глазах читается вопрос "А что, так можно было."

Когда я была маленькой у меня тоже была бабушка. Нет. Когда я была молодой и глупой я зачитывалась "детективами" писательницы Александры Марининой, про которую знаю, что мы с ней учились на соседних потоках на юрфаке МГУ имени Михайло Василича Ломоносова. Что интересно - похоже она даже про меня что-то слышала: я умудрилась родить дочь прямо перед первой сессией, поступала уже будучи хорошо беременной. А у Марининой в одной из первых книг есть как раз девушка, родившая ребенка на первом курсе юрфака (как я) и писавшая диплом по зарубежным источникам права (как я).

Как по другому, правда, поводу писал русский поэт Игорь Губерман

"Не узок круг, а тонок слой нас на российском пироге"

Так вот, когда я в молодости читала-перечитывала книги Марининой, я не пыталась анализировать содержание, просто по контрасту с добросовестными но немного тяжеловатыми братьями Вайнерами или Юрием Кларовым (кстати тоже знакомец - с его сыном я училась на одном курсе) читать было легко и приятно.

Но вот недавно на другом канале Дзен неожиданно для себя ввязалась в дискуссию - сравнивали вайнеровскую "Эру милосердия" с Марининой. В пользу последней. Разумеется, в дискуссии участвовали сплошь дамы. И аргументировали в основном личностью главной героини - оперативного работника милиции, затем полиции, затем частного детектива Анастасии Каменской.

И вот я подумала - а если бы не было фильмов о Каменской добротно снятых Юрием Морозом и с блистательной игрой Елены Яковлевой?

Без дураков, Яковлеву как актрису я очень высоко ценю, достаточно вспомить ее работы у Петра Тодоровского - "Интердевочку" и офицерскую жену в "Анкор, еще анкор". Ведь прекрасно же сыграно!

Свой незаурядный талант Елена Яковлева внесла и в образ Анастасии Каменской, который, простите за прозу жизни. кормил ее много лет. Всего снято 87 серий, каждая - полноценный полнометражный фильм. Некоторые актеры за всю кинокарьеру не успевают в таком количестве фильмов сняться.

И началась "Каменская" еще до "Тайн следствия", красотка следователь появилась позже
И началась "Каменская" еще до "Тайн следствия", красотка следователь появилась позже

А вот давайте из интереса разберем, с точки зрения простой логики, сюжет одного из романов, он же фильм "Игра на чужом поле". Разбирать будем не по ходу развития сюжета, а по порядку.

Есть некий курортный город, который крышует бывший криминальный авторитет, а ныне авторитетный бизнесмен, и об этом все знают.

В этом городе действует подпольная банда, состоящая наполовину из уголовников и наполовину из .... людей искусства - кинематографистов и музыкантов. Банда специализируется на том, что по заказам не вполне нормальных но вполне богатых уродов людей снимает видео, в котором на высокохудожественном уровне, с авторской музыкой, в деталях воспроизводятся криминальные фантазии заказчиков. Например, по заказу одного из клиентов банда собирается снять кино про мальчика, который ненавидит, насилует а потом душит свою деспотичную мать.

Другая банда в этом городе ищет и поставляет проституток для богатых клиентов с отклонениями в психике - садомазо и все такое.

Ни про одну, ни про другую банду "отец-покровитель" (Николай Чиндяйкин) ни сном ни духом, хотя городок небольшой, муха не должна пролететь без его ведома.

И одна и другая банды базируются в чуть ли не единственном в городе отеле-санатории, куда в отпуск приезжает супер-опер Каменская. И разумеется сразу наталкивается на представителей всех трех "сил" - ее в бассейне видит псих, которому подбирают проститутку. С ней в соседнем номере живет лидер киномузыкальной банды (КТО - фиг догадаешься до последних минут фильма). К ней обращается отец-покровитель города, когда у него же в окрестностях отеля "мочат" его же сотрудника.

Каменская и руководящие члены киномузыкальной банды
Каменская и руководящие члены киномузыкальной банды

Вы видите дыры в логике, которые вижу я?

Вопрос первый - так ли всемогущ крестный отец, если он знает далеко не все, что ему надо было бы знать о жизни города?

Вопрос второй - как киномузыкальная банда находит своих заказчиков, если даже допустить, что таковые имеются? Сарафанное радио? "Узун-кулак" - длинное ухо?

Вопрос третий - а нет более надежного способа дать богатому психу выбрать девочек для утех, кроме как подсматривать из окошка в бассейн, в котором одновременно плавает много женщин, в том числе и не на продажу?

Вопрос четвертый - если крестный отец такой уж всемогущий, почему он вынужден прибегать в расследовании к помощи супер-женщины-опера, а не дать команду сотрудникам криминальной полиции своего "собственного" города? Кадровый голод?

Вопрос пятый - почему, когда Каменская уже начала (помимо собственной воли, как бы на уровне инстинкта ищейки ), принимать участие в расследовании преступления, совершившегося когда она была в законном отпуске, она так странно себя ведет? В частности, когда к ней приезжает, прямо как на родительский день в пионерском лагере, муж (Андрей Ильин), она зовет его шепотом из кустов и потом прячет его от людей в зарослях? Почему никто не должен знать, что у Каменской есть законный супруг?

Вся "Каменская" в одном флаконе!

И такие вопросы, множество вопросов, можно задавать до бесконечности по любой книге Марининой - не только про Каменскую, но и по тем романам. где она отсутствует - "Все не так", "Каждый за себя", "Обратная сила".

И тут меня осенило - книги, в которых персонаж Анастасия Каменская отсутствует, гораздо менее популярны именно потому, что в них читатели не находят знакомой фигуры Елены Яковлевой-Каменской.

И если бы не сняли сериал, неизвестно, были бы так популярны книги этой серии.

А теперь можете дружно кидать в меня тапками и советовать "завидовать молча". Я готова.
Но все равно, давайте это обсудим.