Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

"Наш паровоз идет в откос"...

Люди старшего поколения еще помнят эту издевательскую песенку, переделку знаменитой песни комсомольцев Киевских железнодорожных мастерских. В середине ХХ века людям казалось, что двигаться нужно только вперед, безжалостно избавляясь от идеологического и технического старья.

Кп4 в Переславле. Паровоз нашли где-то в болоте, снарядили целую экспедицию по его извлечению, и вот привезли в музей для восстановления
Кп4 в Переславле. Паровоз нашли где-то в болоте, снарядили целую экспедицию по его извлечению, и вот привезли в музей для восстановления

Потом, правда, оказалось, что в погоне за новизной едва не выплеснули "ребенка вместе с водой". По счастью, силами энтузиастов удалось спасти некоторые памятники технической мысли. Так, в Переславском музее узкоколейной техники стоят экспонаты, за которые Британия даже предлагала сотрудникам музея британское подданство, лишь бы они привезли свои экспонаты в Уэльс.

Паровоз оказался сильно помятым, но вполне ремонтопригодным
Паровоз оказался сильно помятым, но вполне ремонтопригодным

Германия выкупила несколько экспонатов, и это поддержало музей, но не защитило от попытки рейдерского захвата. Со слов сотрудников музея, только заступничество Политеха спасло переславскую узкоколейку.

Паровозный котел. Вид анфас
Паровозный котел. Вид анфас

Но в результате у музея не хватает денег на научную работу. К сожалению, его сотрудники долго не могли наладить экскурсионную работу: будучи техническими специалистами очень высокого класса, они вели экскурсии на уровне "масса паровоза... колесная формула... мощность...." Это, конечно, очень важно, но люди приходят в музей не только за этим.

Шуровочное отверстие в топку. Вид из кабины машиниста
Шуровочное отверстие в топку. Вид из кабины машиниста

Сейчас у музея три паровоза серии Кп4, один в рабочем состоянии, второй в ремонте, а третий являет собой великолепное наглядное пособие по устройству паровоза. Именно его фото сопровождают эту статью. Не очень понимаю, зачем его тоже собираются восстанавливать, ведь в музее нет ни одного макета, чтобы показать внутренности такой интересной техники. Пусть бы стоял в назидание потомкам...

А история у многих экспонатов такая, что дух захватывает! Я потому и начала эти заметки, что не могла не поделиться) Продолжение, конечно же, следует. Предыдущие статьи по теме: "Музей человеческого энтузиазма", "Нежелезная железная дорога", "Друг шахтера или подъем воды огнем", "И это тоже паровозы", "Поймай меня, кто сможет", "Паровозные скачки", "Воксал - это старинный увеселительный сад", "Колейные войны", "Переход с конной на паровую тягу как появление узкоколейных дорог", "Судьба российских узкоколеек", "Детская железная дорога", "Несамоходный локомобиль", "Паровоз Павки Корчагина", "ГР - это Германия Репарации" , "Паровоз - визитная карточка"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима