Найти тему
Записки провинциалки

"Не такие люди" или что я не люблю в деревне

Интересный вопрос от читателя "Вы что правда так деревню любите?". Спросили давно, обещала ответить отдельной статьёй, что люблю не всё в деревне... Вот отвечаю. Итак, что я больше всего не люблю в деревне. Или о "не таких" людях. Начну, как всегда с истории, даже с двух)))

Она была совершенно "не такой", не такой для деревни. И бабоньки, собравшись в ряд у магазина судили, сплевывая слова вместе с шелухой семечек - в доме бардак, коровы не держит, в огороде цветов больше, чем картошки, и живет с молодым не расписанная...

Мне было лет 25, а ей сорок. Валентина Ивановна её звали, и надеюсь зовут. Я приехала к ней писать очерк о лучшем завклубе районе.

Соцсети 90-х, магазин, лавочка, соседи...

-А-а-а-а, Валька-то? Ха-ха-ха...Она же родила недавно, вот в роддом значит, притащила бумаги свои. У неё схватки, а она сценарий пишет. Погоди не роди, дай за бабкой сбегать...Ха-ха-ха!

Потрясающая она была женщина. Высокая, жилистая, совершенно некрасивая, какая уж красота, если на пол-лица родимое пятно.

Но, пять минут разговора - и ты в этом вихре по имени Валентина, и тебе плевать на все, что только что услышал..

А теперь представьте себе маленькую деревню, из рабочих мест - бывший совхоз. Клуб и начальная школа. И вот в этом самом селе Валентина Ивановна, в этом самом клубе в суровые 90-е развернет такую кипучую деятельность, яркую, бурную, интересную, что до сих пор старожилы вспоминают, напрочь забыв о бардаке в доме и особенностях творческой натуры. После неё огонек культуры тихонько так погаснет...

У неё на сцену выходили даже суровые сельские мужики. Почему даже? Да просто сельский мужчина - он с вилами на медведя - запросто. А сцена - это же дурь и баловство. И пуще всего страх, что над ними будут односельчане смеяться. Но у неё они пели, плясали, участвовали в самодеятельных спектаклях. Как? Да, исключительно силой своего горения. Когда совхоз прикажет долго жить, а ставки культработников урежут по самое не хочу. Она переберется с семьей в другое село. В школу. Организатором

И кроме повседневных смотров, концертов, линеек и прочего, прочего, откроет в школе свой театр мод.

И будут они с девчонками из старых штор, бросовых материалов шить какие-то удивительно непрактичные, но чудесные наряды - то космически-таинственные, то словно шагнувшие со страниц журнала мод 19 века.(Да-да, тогда уже были журналы мод) И сельские девчонки, зачастую видевшие в своей жизни только деревню, тяжелый труд, да сериалы, с восторгом будут узнавать об истории моды, придумывать наряды со смыслом, ну а по пути учиться швейному мастерству и искусству дефиле.

Я навещу Валентину Ивановну в 2009 году. Вновь услышу от местной кумушки "А ты дома-то у неё была? Бардак!"

И услышу от самой Валентины Ивановны;

-Ой, мы бывает с девчонками часов до одиннадцати шьем и кроим, особенно если не успеваем коллекцию закончить. У меня шьем, дома, весь дом в лоскутах, все на ушах. Муж бывает ворчит, а я ему "Ну в порядке ли счастье?"

-А в чем счастье?

-Жить, двигаться, гореть...Убраться я успею. Главное, жить не опоздать.

Сверх-творческая семья, с очень земным мужем к слову живет и нынче, но увы, уже за пределами и района, и региона.

Почему уехали? Не знаю. Но, точно знаю, что в узком мире деревни крайне трудно жить "не таким"... Помню мальчика, курчавого, разговорчивого, влюбленного в историю настолько. Что уже в начальной школе, его знания удивляли. И переполненный ими, он частенько начинал разговор:

-Тётя Наташа, а вы знаете, что Нерон... - и все его было уже не остановить.

Он рассказывал взахлеб. И я тихо впадала в ступор: как может так много знать ученик четвертого класса? Нероны, Помпеи, Цезари...Я не знала многого из того, что знал Женька.

Иногда казалось, что ничего, кроме истории его особо не интересует. Он пытался прикрыть свою инаковость шутками, часто не к месту и невпопад, каким-то резким, дерганным поведением. Он очень старался быть, как все.. Но...в классе оставался изгоем. Его обижали. Знаю от своих сыновей. И даже травили.

-Вы дружите с ним, не бросайте, - убеждала я.

Они дружили, но моя ребятня мало отличалась от сверстников.

-Задолбал со своей историей - фыркали даже они.

Что с ним стало? Вырос. Студент истфака. Науке здорово повезет. Она получит в свои ряды истинного солдата науки. Но...как он выжил среди тех, кто его мало понимал?

Другие, непохожие, далекие от земли. Тот случай, когда тебя захватывает твое дело с головой, и уже все равно, а помыта ли посуда, во что ты одет, ел ли ты. И смертельно скучными кажутся все эти огородно-хозяйственные темы... И до остроты хочется поделиться хоть с кем-то...Но...Не с кем. И прячешь в себе, как в тайнике - историю, поэзию, театр.

Нет, поделиться-то можно. Но даже если выслушают...минуты три, потом все равно спросят: "А ты картошку-то выкопала?" И не потому что деревня тупая, плохая, глупая, нет! Она - очень практичная и земная. Ей ближе то, чем она выживает.

Помните у Ахматовой "Я научилась просто жить" ?

Просто жить совсем непросто. Творческая жилка, талант, если хотите - сродни болезни. Ты отлично понимаешь, вот в данную минуту надо бежать корову доить. А тут Пегас копытом по макушке. И уже невозможно не упасть за комп. И ты, как алкоголик к бутылке - к компу: "Я только строчечку, я только полглавы, я же потом забуду..."

-Слышь, Агата Кристи!У тебя корова недоенная орет, - как ведро воды на голову.

Топаешь доить и ненавидишь себя, деревню, корову. И ...соседей, они наверняка слышали, как орала корова. И обязательно носом ткнут. Ткнут-то правильно, нефиг скотину мучать. Но все равно - обидно. Вот и дисциплинируешь себя, всю жизнь дисциплинируешь, потому что творчество - это болезнь хроническая.

Талантливым детям проще, если родители поддержат, они уедут из деревни и....станут её гордостью. Обязательно станут. Деревня любит своих, добившихся и именитых.

А взрослые? Что взрослые, если они не научатся просто жить, отделяя свое творческое "я" от повседневно- бытовых забот, они так и останутся непонятными, смешными чудаками. Ну или подкуют Пегаса и научатся отдавать половину души любимому делу, а половину - грядкам, курам и борщам.

М-да, или... тихо сопьются. Мне и такие судьбы видеть приходилось.

И единственное, пожалуй, что мне трудно принять в деревне - это вечная необходимость быть, как все. Не любит деревня "не таких". Не любит и всё тут.