Найти в Дзене

Фрайбург: футуристический город Германии в лесу.

Кэт Барбер

Этот прекрасный средневековый город празднует свое 900-летие, но его инновационный дизайн делает его одним из самых экологически чистых и пригодных для жизни городов.

«900 лет молодости» гласит смелый лозунг, вышитый на обочине трамвая, который гремит по историческому Старому городу Фрайбурга-им-Брайсгау. Средневековый немецкий город, расположенный у подножия Шварцвальда недалеко от пограничного треугольника Швейцарии, Франции и Германии, празднует свою 900-ю годовщину с момента возникновения в 1120 году торгового поселения. Возможно, он довольно старый.

Однако молодежь на его стороне. Около 10% из 220 000 жителей города посещают престижный университет Альберта Людвига, что делает его население одним из самых молодых в Германии. Мэру Мартину Хорну едва исполнилось 34 года, когда он был открыт в ратуше в 2018 году. А красочные фахверковые дома и мощеные улочки без автомобилей, выстилающие его Старый город, на самом деле относительно молоды, поскольку они были полностью реконструированы после Всемирного дня. Взрывы Второй мировой войны. Все эти ингредиенты помогли создать Фрайбург, который является одним из самых пригодных для жизни, прогрессивных, экологически чистых и благоприятных для детей городов Германии, если не самым лучшим в мире. Итак, пока город размышляет о своей 900-летней истории, я здесь, чтобы узнать, что делает его городом будущего.

Средневековый город Фрайбург, расположенный у подножия Шварцвальда в Германии, в этом году отмечает свое 900-летие (Источник: bluejayphoto / Getty Images)
Средневековый город Фрайбург, расположенный у подножия Шварцвальда в Германии, в этом году отмечает свое 900-летие (Источник: bluejayphoto / Getty Images)

Для большинства жизнеспособный поворотный момент в городе можно проследить до февраля 1975 года. Тысячи протестующих разбили лагерь в течение девяти месяцев на участке земли в 30 км к северу от Фрайбурга в глубине Шварцвальда. «В то время протест был мирным, глубоко укоренившимся в солидарности», - сказал Аксель Майер, который принимал участие в мероприятии и сейчас является управляющим директором BUND (Федерация защиты окружающей среды и природы Германии). Эклектичная группа протестующих, возглавляемая местными жителями, росла и включала в себя левых активистов, эльзасских виноградарей, лыжников, немецких фермеров, архитекторов, врачей, педагогов, журналистов, оркестровых музыкантов и полицейских, объединившихся в своей миссии по прекращению строительства предложил АЭС Wyhl.

Когда грузовики выехали девять месяцев спустя и строительство было окончательно остановлено, этот успешный образец гражданской активности привел Фрайбург к тому, что он стал питательной средой для альтернативного мышления и породил зеленое движение. За прошедшие с тех пор десятилетия Фрайбург быстро превратился в центр исследований в области экономики окружающей среды и солнечной энергии с богатым экологическим резюме:

• 1994: Строит Гелиотроп : первый в мире дом с повышенным энергопотреблением.

• 2002: избирает первого мэра Партии зеленых Германии Дитера Саломона.

• 2002: Получение награды за лучший международный опыт Дубая в области устойчивого развития.

• 2010: получает национальную награду за усилия по защите климата.

• 2012: признан самым экологически безопасным городом Германии.

• 2017: Новая ратуша становится первым в мире общественным зданием, производящим избыточную энергию.

В прошлом году Фрайбург пригласил около 25 000 официальных лиц и градостроителей со всего мира, чтобы поучиться на этих новаторских проектах. Благодаря этому обмену знаниями Падуя, город-побратим на севере Италии, с тех пор установил самую большую в Италии солнечную ферму; в то время как Мэдисон в американском штате Висконсин в настоящее время планирует строительство Центра устойчивого развития на базе Солнечного центра во Фрайбурге.

В течение последних 45 лет этот небольшой город был питательной средой для альтернативного мышления и устойчивости (Фото: encrier / Getty Images)
В течение последних 45 лет этот небольшой город был питательной средой для альтернативного мышления и устойчивости (Фото: encrier / Getty Images)

Многих из этих посетителей показала мой гид Андреа Филипп из агентства устойчивого развития Aiforia . «Мы проводили очень много туров, иногда по четыре в день», - сказала она мне. «Мы должны были пообещать местным жителям, что больше не будем проводить туры по воскресеньям, чтобы дать им перерыв».

С 400 км велосипедных дорожек и вдвое большим количеством велосипедов, чем автомобилей, Фрайбург - рай для велосипедистов.

Мы были на велосипедной станции Фрайбурга, внушительном цилиндрическом здании сразу за главным вокзалом.

«У меня нет машины, и она мне не нужна. Вы можете ездить на велосипеде повсюду во Фрайбурге, - добавил Филипп, когда я разблокировал взятый напрокат велосипед. С 400 км велосипедных дорожек и вдвое большим количеством велосипедов, чем автомобилей, Фрайбург - рай для велосипедистов.

Этот преднамеренный дизайн восходит к послевоенному периоду. В то время как другие города Германии сосредоточились на восстановлении современных городов, в которых автомобили стали центром транспорта будущего, планировщики во Фрайбурге использовали другой подход, сосредоточив свои проекты на общественном транспорте, тем самым расширив улицы для размещения трамваев и велосипедных дорожек, включая большие пешеходные зоны. , И в то время, когда большая часть Германии строила широкие шоссе и обширные автостоянки, Фрайбург в 1969 году начал свою первую политику в области городского транспорта, сосредоточив внимание на экологически безопасных способах передвижения.

Мост Вивилибрюке в Фрайбурге - одна из многих городских дорог, по которым велосипедисты используют вместо автомобилей (Источник: querbeet / Getty Images)
Мост Вивилибрюке в Фрайбурге - одна из многих городских дорог, по которым велосипедисты используют вместо автомобилей (Источник: querbeet / Getty Images)

Ознакомившись с бесплатной картой Зеленого города, на которой показаны все зеленые инициативы города, мы начали наш тур, пересекли знаменитый синий мост Вивилибрюке и направились к Фермерскому рынку на Соборной площади . В тени готической башни 13-го века каждое утро (воскресенье в баре) на площади суетятся местные продукты из 96 киосков из региона. Большая часть предлагаемой продукции является органической благодаря членству города в немецком коллективе Bio-Städte, который продвигает органическое сельское хозяйство.

Выросший во Фрайбурге означает, что где бы вы ни были, вы видите горы и лес.

Отведав 35-сантиметровую колбасу Lange Rote (длинную красную), любимую съедобную эмблему города, мы покинули Старый город по выделенной велосипедной трассе FR1, по которой ежедневно проезжают 15 000 велосипедистов по ее 10-километровому маршруту. Когда мы ехали вдоль быстротечной реки Драйзам, Филипп рассказал мне о проекте по ренатурации, который был разработан, чтобы компенсировать расширение близлежащей железнодорожной ветки с точки зрения окружающей среды. «Они позволяют реке выходить из берегов с правой стороны, чтобы удвоить ее размер, и приветствуют птиц и насекомых», - сказала она.

В дни матчей море футбольных фанатов путешествует по трассе FR1 и спускается на 24-тысячный Schwarzwald-Stadion , первый в Германии футбольный стадион на солнечной энергии, который является домом для местных героев SC Freiburg. С тех пор, как в 1993 году на крышах трибун были установлены солнечные батареи, стадион вырабатывал 250 000 киловатт-часов в год, питая стадион и подавая излишки обратно в местную сеть. Заимствованием этого духа дизайна стал долгожданный новый стадион во Фрайбурге , на крыше которого устанавливаются солнечные панели, а энергия, вырабатываемая на соседнем заводе, используется для обогрева стадиона. Имея 10 000 дополнительных мест, он готовится принять свой первый матч к концу 2020 года.

Для местных жителей, ищущих более земные занятия, окружающий Шварцвальд станет желанным убежищем. На огромном горном массиве есть пешеходные дорожки, общественные сады, огороды, трассы для BMX и крошечные лесные домики детских садов. Константин Гофман, уроженец Фрайбурга, с любовью вспоминает свое детство, связанное с природой.

Стадион SC Freiburg использует солнечную и переработанную энергию для питания комплекса (Фото: Frances Demange / Getty Images)
Стадион SC Freiburg использует солнечную и переработанную энергию для питания комплекса (Фото: Frances Demange / Getty Images)

«Выросший во Фрайбурге означает, что где бы вы ни были, вы увидите горы с лесом», - сказал он. «Когда я был ребенком, нас из детского сада часто водили в ближайший лес. Я бы сказал, потому что у меня такая ранняя привязанность к природе, окружающая среда и устойчивость глубоко укоренились в моих мыслях ».

Расположенный всего в 3 км от центра города знаменитый спроектированный пригородный район Вобан, в основе своей лежит схожий дух заботы об окружающей среде. Здесь гражданское участие идет рука об руку с «коллективным строительством», когда граждане вместе покупают участок земли и сами строят многоквартирный дом, вместо того, чтобы индивидуально покупать квартиру у девелоперской компании, и амбициозной экологической политикой. По сути, «люди более экологичны, более альтернативны и более социальны», - сказал Хоффманн.

5 500 жителей Вобана живут в сплоченных кооперативах, частных домах или в социальных жилищных комплексах, которые занимают 40 гектаров пригорода. Все дома соответствуют строительным стандартам Фрайбурга с низким энергопотреблением - 65 кВтч / кв. М., А минимальная энергия, которая поступает, вырабатывается на месте из расположенных по соседству систем отопления на древесной стружке.

Экологичный пригород Вобана заполнен зданиями с низким энергопотреблением (Источник: Gyuszko / Getty Images)
Экологичный пригород Вобана заполнен зданиями с низким энергопотреблением (Источник: Gyuszko / Getty Images)

Среди садов на крыше, кладовых для совместного использования продуктов питания, анаэробных варочных котлов органических отходов, семинаров по разрешению конфликтов и кооперативных супермаркетов невозможно перечислить все социальные проекты, которые выполняет сообщество, поэтому вместо этого Филипп рассказал мне об одном, чего у него нет : машины.

В Вобане доля автомобилей составляет около 172 автомобилей на 1000 жителей, по сравнению с 393 автомобилями в Большом Фрайбурге и 531 в соседнем промышленном мегаполисе Штутгарт . Многие улицы, на которых можно было бы ожидать припаркованные машины, были переосмыслены как тупики детских площадок. Судя по всему, владение автомобилем - самый простой способ совершить социальное самоубийство в Вобане. «Иногда между соседями возникают проблемы, если кто-то слишком долго припарковывает свою машину в зоне выдачи автомобилей или не заявляет, что у них есть машина», - сказал Филипп. Другие идут дальше и прячут свои машины в соседних городах, чтобы избежать обвинительных взглядов.

На другом конце города, 50 Bugginger Strasse, является адресом одного из самых амбициозных городских проектов по омоложению. 16-этажное высотное здание наверху выглядит ничем не примечательным, его единственные привлекательные элементы - это сочетание зеленых и водных панелей внешних балконов. Но Филипп объясняет, что на самом деле это первая в мире высотка с пассивным источником энергии, в которой тепло вырабатывается внутренними приборами, теплом тела и такими вещами, как лампочки, а не обычными системами отопления.

Новая ратуша Фрайбурга стала первым в мире общественным зданием, производящим избыточную энергию, когда она была построена в 2017 году (Фото: Кэт Барбер)
Новая ратуша Фрайбурга стала первым в мире общественным зданием, производящим избыточную энергию, когда она была построена в 2017 году (Фото: Кэт Барбер)

Десять лет назад городские планировщики Stadtbau приступили к масштабному проекту реконструкции, в рамках которого были переделаны оригинальные 90 квартир, чтобы вместить 139 домов, чтобы решить проблему нехватки жилья во Фрайбурге. Благодаря энергосберегающему освещению и лифтам, солнечным панелям, окнам с тройным остеклением и новой системе пассивного вытяжного обогрева, размещенной на чердаке, они добились сокращения энергопотребления на 78%, в результате чего здание Brutalist 1968 года соответствовало агрессивным городским стандартам. Учитывалась даже социальная сплоченность. «Если кто-то уезжает, жители на каждом этаже голосуют за кого они хотят въехать. Так что, если вам не нужен сосед, который играет на гитаре, вы можете сказать нет», - засмеялся Филипп.

В двух километрах к востоку, пожалуй, нет лучшего доказательства приверженности муниципалитета устойчивости, чем новая ратуша . Внутри он светлый и светлый, больше похожий на просторный атриум современного торгового центра, чем на правительственное учреждение. Его внешний вид облицован солнечными модулями площадью 4000 кв. М, что придает ему честь первого в мире общественного здания с повышенным энергопотреблением - это означает, что оно производит больше энергии, чем ему нужно, и возвращает излишки обратно в электрическую сеть города - когда оно открылось в 2017 году. Солнечные панели здания, задуманные под 16-летним руководством бывшего зеленого мэра Дитера Саломона, произвели 560 мегаватт-часов электроэнергии в первый год, что эквивалентно ежегодному потреблению 140 семей из четырех человек.

Итак, что ждет в будущем город, который уже выходит за границы? В этом городе в стиле Бенджамина Баттона в прошлом году было зарегистрировано больше рождений, чем вновь прибывших, поэтому с возрастом он будет продолжать становиться моложе. И с обновленными целями по сокращению выбросов CO2 на 50% к 2030 году и 100% энергии из возобновляемых источников к 2050 году, Фрайбург уверенно движется к еще более экологичному будущему.