(Милославский р-н, Рязанская обл.)
Село Павловское (первоначально селение называлось Чёрные Курганы) находится в Милославском районе Рязанской области на большой дороге, идущей из Скопина на Данков. В качестве урочища «Чёрный Курган» оно упоминается в начале XVII столетия, а Павловским названо, по народному преданию, по имени монаха Павла, бывшего управителем в с. Чёрных Курганах, когда село принадлежало к числу архиерейских вотчин. В окладной книге 1676 года оно именуется «новоселебным селом», принадлежавшем к числу «домовых вотчин».
О находившейся в том селе церкви замечено, что она обложена данью в 1690 г., при ней состояло церковной пашни 20 четвертей в поле, сенных покосов на 40 копен, а в приходе показано 120 дворов, в числе коих упоминается двор преосвященного митрополита, в котором жил приказчик. В досмотре от 29 мая 1714 года в с. Павловском показано только 28 дворов, с включением в то число 3-х дворов причта. По окладу от 10 января 1717 года с бывших в с. Павловском приходских дворов положено платить на год 1 руб. 20 алтын 3 деньги. В 1734 году число приходских дворов значится такое же, какое показано и в XVII столетии.
В описи архиерейского дома и принадлежащих к нему вотчин за 1739 год в с. Павловском и Озерках показано 76 дворов, в коих было 304 души. К данным сёлам земли по дачам принадлежало 1200 четвертей в поле, сенных покосов 1200 копен. Из этого числа на архиерейский двор обрабатывалось 42,5 десятины, а сенных покосов в укосе бывало по 700 копен.
Вместо деревянной церкви, сгоревшей в 1810 году, в с. Павловском в 1811 году была построена каменная Архангельская церковь, руины которой сохранились до наших дней.
По состоянию на 1885 год церковных земель во владении Архангельского причта - 35 десятин, в состав прихода, кроме села с 195 дворами, входит деревня Михайловка в 2-х верстах с 43 дворами, в коих числится людей мужского пола - 933, женского пола - 889, из числа которых грамотных не более 100 человек.
Заслуживают отдельного внимания топонимы, расположенные в окрестности села Павловское, а именно: место «Воеводская Гать» и «Разбойная Лощина». Рассмотрим их более подробно.
ВОЕВОДСКАЯ ГАТЬ
Предание гласит, что в конце августа 1380 года Дмитрий Донской, направлявшийся с войсками к Куликову полю для встречи с татарскими полчищами Мамая, остановился станом у Чернавы. Отсюда он послал своих воевод в «вердеревские места» (окрестности теперешнего города Скопина) звать ратников в поход против Мамая. Жители «вердеревских мест» не только дали своих ратников Донскому, но также собрали большой обоз с фуражом и другими «припасами». Обоз этот вышел из Князева займища (теперь село Князево Скопинского района), но под Чёрным Курганом не мог пройти тонкую лощину. Люди и даже всадники переправлялись через эту лощину без больших затруднений, но грузные подводы застревали.
«Поспехом» местные жители построили здесь мост, устроили гать (переправу). Обоз прошел. С той поры за этим местом осталось название «Воеводская Гать».
В 1953-1954 годах жители поселка Копи рыли здесь торф и выкопали остатки дубового моста, сбитые старинными коваными гвоздями и скобами. Долгое время эта находка являлась убедительным подтверждением древнего предания.
Однако существует и другая версия этой легенды, изложенная Галиной Соболевой в статье «Ах, осиянное село...» в Рязанских ведомостях от 21 февраля 2003 года. Вот как она звучит:
«Чтобы преодолеть топкое место, Дмитрий Донской приказал сделать через него мост. Когда натаскали много дубовых бревен, оказалось, что их нечем скрепить. Тогда князь обратился к иноку Ослабе с приказанием скакать в ближайшее селение, которым было Чернава, и заказать у местного кузнеца скобы. Ослабя разыскал в селении кузнеца Силантия, у которого их и заказал.
Однако в подтверждение этой гипотезы фактов все же недостаточно. Бревна, скрепленные скобами, обнаружили недалеко от деревни Кикино уже в наше время. Исследования подтвердили, что возраст бревен и скреплявших их скоб датируется второй половиной XVI века. Других же подтверждений, что мост построили именно войска Дмитрия, к сожалению, пока не обнаружено».
РАЗБОЙНАЯ ЛОЩИНА
У с. Павловское в конце XIX века, когда кругом ещё были леса, на больших дорогах хозяйничали разбойники, становище которых было в Разбойной Лощине. Местное население прикрывало разбойников, поочередно кормили их, стирали белье. Но и разбойники не оставались в долгу. Часть добычи раздавали бедным.
Поговаривают, что в этой лощине разбойники зарыли несколько бочек с сокровищами. А в сейчас уже небольшом пруду, который находится на въезде в с\з "Большевик", утопили даже целую карету со своим "добром".
Долгие годы местные люди пытались разыскать эти богатства, но удача по поиску клада никому из них, к сожалению, так и не улыбнулась.
Кстати, недалеко от Павловского, у села Чернава, есть овраг, который называется Городня. Сравнительно недавно там ещё можно было обнаружить признаки укрепленного местечка, носящего название Разбойничий городок. По слухам, в этом месте был когда-то колодец, на дне которого тоже зарыт клад...
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Материалы сайта «История, культура и традиции Рязанского края»;
2) Топонимический словарь населённых пунктов Рязанской области А.В. Бабурина;
3) Статья Галины Соболевой «Ах, осиянное село...» в газете «Рязанские ведомости» от 21.02.2003 года;
4) Информация с сайта СОБОРЫ.РУ (Народный каталог православной архитектуры);
5) И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1885 г. том 2 стр. 227.;
6) Народные рассказы, предания и воспоминания, услышанные в ходе личных устных бесед с местными жителями в 2015 году.