Учителя прилагают огромные усилия для того, чтобы школьникам на уроках было интересно, чтобы каждая тема была понятна и хорошо усвоена. Поэтому вдвойне досадно, когда становится очевидным, что, казалось бы, только что полученные знания выветрились у ребенка с первым же сквознячком за дверью класса. Почему иногда так происходит? Новые исследования в области нейробиологии начинают проливать свет на то, как работает механизм запоминания, и это дает надежду педагогам, что их труд принесет более ощутимые результаты, если использовать инструменты, предлагаемые учеными.
Нейробиологи Блейк Ричардс и Пол Франкленд в статье, опубликованной в журнале Neuron, оспаривают преобладающее мнение, что забывание – это процесс потери, постепенного «вымывания» важной информации, несмотря на все наши усилия ее сохранить. По мнению ученых, назначение памяти не только в хранении информации, но и в «оптимизации принятия решений» в хаотичной, быстро меняющейся среде. Согласно этой модели, забывание является эволюционной стратегией, целенаправленным процессом, призванным оценивать и отбрасывать все лишнее, не нужное для выживания вида.
Кривая забывания
Мы часто думаем о воспоминаниях как о книгах в библиотеке, которые можно открыть в нужный момент. Но на самом деле они больше похожи на паутину – нити, распределенные по миллионам соединенных нейронов. Когда мы узнаем что-то новое, полученные сведения кодируются через эти нейронные сети, а опыт преобразуется в память. Вот только без какого-либо подкрепления или связи с предшествующими знаниями данные быстро забываются – примерно 56% за час, 66% за день и 75% за шесть дней. К такому выводу по итогам своих экспериментов еще в 1880-х годах пришел психолог Герман Эббингауз. Стремительную потерю полученной информации он назвал кривой забывания.
Так что же можно сделать, чтобы сохранить плоды тяжелой работы учителя?
Постоянство памяти
Нейробиологи Массачусетского технологического института во главе с Ричардом Чо объясняют механизмы запоминания и забывания на страницах журнала Neuron в статье, опубликованной в 2015 году. Когда однажды возникший участок нейронной сети (а иными словами – некое воспоминание) часто востребован, он укрепляется, а если же мы в сохраненной информации не нуждаемся – ослабевает. Это явление, называемое синаптической пластичностью, объясняет, почему одни воспоминания живут долго, а другие исчезают.
Исследователи также выяснили, что не вся информация оставляет одинаково яркий след в нашей памяти. Например, вот два набора букв, которые нужно запомнить:
- НШРОАП
- АПЕЛЬСИН
Первый набор букв кажется нам совершенно случайным и не вызывает никаких ассоциаций. Для нас это новая нейронная связь, которая не сохранится, если мы не станем регулярно повторять данное слово, не свяжем его каким-то образом с другими нитями паутины воспоминаний.
Во втором случае нам не придется прикладывать никаких усилий, ведь для слова «апельсин» в нашей памяти уже давно существует множество нейронных связей: мы вспоминаем образ, запах, цвет, ситуации, в которых оно упоминается, истории, связанные с ним, рецепты.
На заметку педагогам
Когда школьники знакомятся с новой информацией, в их мозгу создаются новые синаптические связи. Два научно обоснованных способа помогут сохранить в памяти выученное: первый – устанавливать как можно больше ассоциаций (как правило, с другими понятиями), тем самым расширяя «паутину» нейронных связей; второй – чаще обращаться к новой информации.
Вот как это может выглядеть на практике.
Обсуждение со сверстниками
Когда школьники делятся с товарищами тем, что узнали, исчезающие воспоминания активизируются и укрепляются. (Секерес, 2016).
Эффект интервала
Возвращение к наиболее важным моментам пройденного материала в течение всего учебного года способствует запоминанию. Исследования показывают, что в этом случае успехи детей растут.
Учителя могут периодически делать краткий обзор того, что было рассмотрено несколькими неделями ранее, включать в домашние задания вопросы, ответы на которые потребуют от школьников возвращения к предыдущим разделам программы. (Карпентер, 2012; Канг, 2016).
Использование изученного на практике
Частые тренировочные упражнения на отработку пройденного материала повышают шансы детей хорошо его запомнить. Проводить их можно без оценок или в форме викторины. (Батлер, 2010; Карпике, 2016; Эдсоуп, Тревисан, Сундарараджан, 2017).
Чередование задач
Группировка вопросов на разные темы и их перемешивание, как ни странно, ведут к более глубокому запоминанию материала, чем изучение узких тем. Ведь для того, чтобы решить любую задачу, мы вначале определяем стратегию, а затем переходим к ее воплощению. Когда похожие задачи группируются вместе, учащимся не нужно думать о том, какие стратегии использовать, – они автоматически применяют одно и то же решение снова и снова. Чередование заставляет детей размышлять, и мозг кодирует изучаемую информацию более эффективно. (Рорер, 2012; Рорер, Дедрик, Стершик, 2015).
Комбинация текста с изображениями
Часто легче запомнить информацию, представленную различными способами, особенно хорошо в этом помогают наглядные пособия. Например, список стран, оккупированных немецкими войсками во время Второй мировой войны, можно сопоставить с картой немецкой военной экспансии. Лучше запомнится то, что было не только прочитано, но и увидено. (Карни, Левин, 2002; Буй и МакДэниэл, 2015).
Источник материала: edutopia.org
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.