Найти в Дзене
200 фишек про учебу

А можно ли подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно?

Да. Так и только так! Учась в школе, занимаясь с репетитором или же посещая курсы, ученик тем не менее сам и только сам готовит себя к сдаче экзамена.
Это первое, что мы всегда говорим своим слушателям.
В самом начале наших занятий мы обычно сразу же предостерегаем их от полного упования на преподавателя.
Оглавление

Мне часто задают вопрос: А можно ли подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно?

Да. Так и только так! Учась в школе, занимаясь с репетитором или же посещая курсы, ученик тем не менее сам и только сам готовит себя к сдаче экзамена. Это первое, что мы всегда говорим своим слушателям.

В самом начале наших занятий мы обычно сразу же предостерегаем их от полного упования на преподавателя.

«Я пришел на курс. Научите меня физике на 100 баллов!» - Так не бывает!

Главный вопрос в том, готов ли ученик работать столько, сколько нужно, чтобы добиться этих ста баллов. Задача преподавателя — показать ему кратчайший путь к достижению результата. Но путь этот учащийся проходит сам.

Для получения наилучшего результата ученик должен быть психологически готов самостоятельно осваивать теоретические вопросы и, главное, решать задачи.

Сколько? - спросите Вы. Ответ очень прост — столько, сколько нужно.

Особенность нашего подхода к подготовке учащихся к экзамену по физике заключается в том, что мы помогаем существенно сократить затраты времени на подготовку к ЕГЭ. Прежде всего через глубокое понимание учеником физики, как предмета. И через обретение и осознание собственных возможностей в освоении этого предмета.

С 2020 года мы назвали наш курс «Фейнмановские лекции по физике для школьников».

Подготовка к ЕГЭ по физике начинается с изучения теории. Без глубокого знания теории и понимания предмета нельзя научиться решать задачи. Но, согласитесь, заново изучить всю теорию, которую ученик проходил в течении пяти лет, ни за три месяца, ни за шесть месяцев невозможно. Да это и не нужно. Поскольку, как показывает наша практика, большая часть знаний уже находится в голове ученика. Нужно помочь ему выстроить эти обрывочные знания в стройную ясную систему. Это достаточно просто сделать с помощью, я считаю, гениального подхода к преподаванию физики, который подарил всему человечеству нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман в своем бессмертном учебнике. Мы лишь слегка адаптировали учебник к современной школьной программе.

Ну а параллельно с теорией мы подбираем задачи, для каждого ученика индивидуально, для закрепления пройденного материала.

Обычно мы идем от общего к частному.

Это помогает значительно сократить время на изучение теории. Нет никакой необходимости идти в освоении физики в исторической последовательности физических открытий. Чаще всего мы начинаем тему с красивой и мощной общей теории, а затем показываем, как из нее (и из общих фундаментальных уравнений) следуют частные случаи и описания явлений.

Например, изучая электричество и магнетизм, в самом начале мы рассматриваем уравнения Максвела в самой красивой и краткой записи, через вектора и операторы. Мы говорим своим ученикам примерно следующее: «Представьте, что кто-то свыше даровал нам самое общее и точное знание, описывающее все электромагнитные явления! Вот эта система из четырех коротких, красивых и простых для понимания уравнений позволяет нам с Вами решать все без исключения задачи на электричество, магнетизм, электромагнитные волны и т.п. Давайте разберем эти уравнения и выведем из них все те законы, которые приведены в вашем школьном учебнике!»

Обычно хватает двух — трех занятий для того, чтобы ученик мог самостоятельно выводить из общей векторной записи уравнений Максвела все формулы, которые необходимы для решения экзаменационных задач.

И, заметьте, идя от общего к частному, он гораздо реже ошибается в формулах. Потому, что при таком подходе гораздо меньше информации нужно держать в памяти. И еще потому, что физика предстает перед учащимся, как стройная и логически связная область знания. Он начинает понимать и принимать саму логику физического знания, суть и правильную иерархическую последовательность предмета физики.

Начиная с третьей недели занятий, примерно половину времени мы уделяем решению задач.

Но для начала каждый ученик проходит самостоятельно тест, который показывает текущее состояние его подготовки к сдаче ЕГЭ.

При этом основная задача первого теста — это не оценка в баллах, а список неясных вопросов и тем для учащегося.

Это, пожалуй, самый важный этап для успешной подготовки к сдаче экзамена. Учащийся учится видеть границы своего «незнания» по отношению к набору экзаменационных задач. Дальше каждый занимается по индивидуальному плану. Только промежуточные контрольные и тестовые задачи проводятся для всех одинаково. Да еще установочные лекции по каждой из тем.

Все остальные задания ученик получает, исходя из уровня своей подготовки. Точнее сказать, из уровня своего «незнания». Задача нашего курса — расширить круг знаний и навыков до нужных пределов за время нашего курса.

Какие учебники и задачники мы используем

Мы применяем специально переработанные нами для школьников «Фейнмановские лекции по физике», а еще учебники братьев Кикоиных. Это отличные учебники из еще советской школы, неиспорченной товарно-денежными отношениями. Для самостоятельных занятий ученик может использовать то, что ему более понятно и удобно. Вплоть до электронных справочников и Википедии. Главное, чтобы источник не содержал грубых ошибок и неясностей. Последним очень часто грешат современные учебники, особенно последних лет. Кстати, ученики обычно сами прекрасно выбирают четкие и ясные источники знаний, если им не мешать.

Задачники для самостоятельных занятий можно использовать тоже разные Рымкевича, Демидовой, Баканиной. Можно просто нарешивать задачи ЕГЭ из интернета. Главное, понимать что и зачем Вы делаете.

Не нужно просто решать, чтобы решать!
Ваша задача — подготовка к сдаче экзамена, а не штуко-часы решения задач.

Кстати, часто слышу совет, что «не надо ограничиваться только пособиями ЕГЭ. Ведь не факт, что на ЕГЭ задания повторятся. Могут быть задачи, которые раньше в сборниках ЕГЭ не встречались.» Наш опыт показывает, что задачи, которые включаются в набор ЕГЭ, все же достаточно типовые. С некоторыми вариациями и даже глупостями, но все же это типовые 32 задачи. И если Вы занимаетесь их решением не методом натаскивания и зубрежки, а через понимание самого предмета физики, то нет ничего страшного в решении исключительно задач из прошлых ЕГЭ. Более того, это необходимо для закрепления навыка. Простого навыка решения экзаменационных задач. Для этого очень хорошо использовать различные электронные сервисы, имитирующие экзамен.

А вот когда ученик уже полностью освоил стандартный набор, тогда без сомнения нужно переходить к более сложным и интересным задачам. Но! С целью более глубокого понимания теории, закрепления уверенности в собственных силах.

Во всяком случае целью нашего курса подготовки к ЕГЭ является получение устойчивого навыка решения именно экзаменационных задач ЕГЭ. А это не только само по себе решение задач, но и психологическое состояние во время экзамена, навык проверки решения и правильное оформление.

Как распределяется время при подготовке к ЕГЭ по физике

Распределение времени при подготовке к ЕГЭ — это один из самых главных вопросов. Нужно все успеть и ничего не упустить. И у Вас есть 5 больших тем: механика, термодинамика, электричество, оптика, квантовая и ядерная физика и всего несколько месяцев на подготовку. Причем, в реальности, у ученика есть всего несколько сотен часов на подготовку. Наш шестимесячный курс декларирует 120 часов занятий с преподавателем. Это и лекции, и разбор задач, и индивидуальные занятия с преподавателем. Еще наш курс рассчитан на примерно такое же время самостоятельных занятий. Дополнительно какое то количество часов отводится на индивидуальные консультации. Это не входит в те 120 обязательных часов, но, примерно занимает от 20 до 40 часов на каждого ученика. Итого, у Вам необходимо выделить примерно 270 часов на освоение нашего курса. Или 45 часов в месяц. Или 1,5 часа в день ежедневно. Это не так много, если физика является Вашим любимым профилирующим предметом. Но и не так мало.

Мы советуем распределять время на подготовку следующим образом:

Три занятия в неделю с преподавателем плюс консультации по необходимости. И одно занятие на 5 часов самостоятельно в неделю. Для самостоятельного занятия лучше всего выделить время в выходной. Одним большим куском, чтобы полностью погружаться в предмет. Можно делать перерывы, но только для отдыха. От начала и до конца в это время вы занимаетесь только физикой по заранее составленному плану.

В целом же в нашем курсе половину всего времени подготовки отводится на две темы: механику и электромагнитные явления. Это доминирующие темы. Механика проще всего позволяет учащимся освоить наш подход к изложению физики. После нее электричество не кажется ученикам такой уж трудной темой. Остальные темы излагаются в школьной программе на достаточно примитивном уровне. Главное, чтобы ученики это поняли и преодолели некий психологический барьер для их усвоения и применения к решению задач.

Также много времени приходится уделять повторению тем по математике, таких, как например производные, операциям с векторами и т. п.

Освоение необходимого математического аппарата и получение автоматических навыков его применения к решению задач — это традиционно слабое место нашего школьного образования.

И, заканчивая ответ на самый первый вопрос, хотелось бы резюмировать следующее: Подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно – можно.

Главное, готовясь к ЕГЭ по физике самостоятельно, не потерять слишком много времени или же наоборот слишком много баллов на экзамене, просто потому, что была выбрана не самая оптимальная стратегия и тактика подготовки.

Специально для того, чтобы помочь школьникам определиться насколько им подходит наш интенсивный курс по подготовке к ЕГЭ по физике, в начале каждого учебного года мы проводим серию бесплатных вебинаров. На них мы рассказываем о навыках самостоятельной подготовки к ЕГЭ с помощью нашей методики и бесплатно раздаем первую часть нашего учебника.

Удачи и до встречи на Курсе!

Boredof.school