#заброшки #История #завод
Всем пивет! В этом посте я хочу показать вам что осталось от одного из крупнейших предприятий Алтая и Западной Сибири, но для начало немного истории:
Необходимость строительства нового тракторного завода в Сибири, далеко от линии фронта, была вызвана началом ВОВ. В спешном порядке были эвакуированы оборудование и персонал ХТЗ, Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения и СТЗ. Эвакуацию начали в октябре 1941 года, а первые цехи начали собирать уже в декабре. Одновременно под заводские помещения приспособили зернохранилища. Одновременно строились ТЭЦ, сталелитейный и кузнечный цехи, жилые помещения. В феврале 1942 года в Рубцовск прибыл первый состав с оборудованием Харьковского тракторного завода. За короткий срок в тяжелейших условиях военного времени был построен АТЗ — единственный в стране, выпускавший тракторы для нужд фронта и тыла. Датой основания завода считается 24 августа 1942 г., когда был собран первый алтайский керосиновый гусеничный трактор марки АСХТЗ-НАТИ.
В декабре 1944 года был изготовлен первый опытный образец гусеничного сельскохозяйственного трактора ДТ-54, завоевавший впоследствии достойное место в механизированных парках СССР и за рубежом. Этот гусеничный трактор послужил базовой основой для производства самого популярного и массового гусеничного трактора в СССР ДТ-75. Гусеничный бульдозер ДТ-54 был одним из первых бульдозеров в стране.
Производство на Алтайском тракторном заводе изначально организовывалось на основе поточной системы и конвейеров. К концу первой послевоенной пятилетки завод перегнал по количеству выпускаемых тракторов ХТЗ.
1 июля 1946 года Алтайскому тракторному заводу было присвоено имя М. И. Калинина, а за ударную работу в годы войны — передано на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
В 1956 году было принято решение об организации на Алтайском тракторном заводе производства гусеничных трелёвочных тракторов для лесной промышленности.
В сентябре 1957 года был собран первый трелёвочный трактор на гусеничном ходу ТДТ-60 для лесозаготовительных работ. ТДТ-60 являлся более мощным трелёвочным трактором по сравнению с его предшественниками ТДТ-40 и ТДТ-55. На всемирной выставке в Брюсселе эта машина удостоилась высшей награды – диплома I степени и золотого приза Гран-при.
С начала производства трелёвочных машин Алтайский тракторный завод стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий на востоке страны.
С января 1965 года завод приступил к производству сельскохозяйственного трактора Т-4 для среднеазиатских республик.
В городе появился одноимённый крупный район АТЗ. На средства и по инициативе предприятия в северной части Рубцовска была создана развитая городская инфраструктура, включающая жилищный фонд, коммунальное хозяйство, объекты соцкультбыта, медицинские, детские дошкольные и образовательные учреждения, центры досуга, спортивные сооружения, загородные курортные объекты.
В 1970 году произведено техническое перевооружение завода. Осуществлен переход на выпуск более мощного сельскохозяйственного трактора Т-4А, ставшего одной из самых удачных серийных разработок завода. 22 апреля 1970 года был выпущен первый трактор этой марки.
С ноября 1971 года завод перешел на выпуск трелёвочного трактора ТТ-4 для лесной промышленности, которому в 1976 году был присвоен государственный Знак качества. В 1972 году сельскохозяйственный трактор Т-4А и трелёвочный трактор ТТ-4 были представлены на Международной выставке в г. Познани (Польша).
В 70-80-е годы ПО «АТЗ им. М. И. Калинина» было одним из крупнейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения на территории СССР.
В январе 1986 года с конвейера завода сошёл миллионный трактор Т4А.
После распада СССР на заводе были вынуждены сокращать производство. В 2007 году фактически началось медленное обанкрочивание завода. В мае 2010 года в связи с простоем, низкой производительностью, сложной финансовой ситуацией, задержкой зарплаты на заводе началось сокращение персонала. В качестве протеста рабочие предприняли месячную голодовку, что получило сочувствие среди рабочих других предприятий города и жителей Алтайского края.
В 2011 году Начался процесс банкротства. Более двух лет происходил передел имущества между акционерами и руководящим составом. Три года бездействия привели к распродаже имущества и разрушению большей части производственных мощностей Три года бездействия привели к распродаже имущества и разрушению большей части производственных мощностей. Здания цехов, коммуникации, подъездные пути демонтировали и реализовывали как строительный материал. Инженерные корпуса были разграблены. Историческое здание заводоуправления и пристройка выставочного центра обрушились и представляют собой руины. Большая часть площади бывшего ПО "Алтайский тракторный завод" превращена в разоренный изрытый пустырь. Демонтированы даже плиты заводских дорог. Как самостоятельное предприятие, имеющее исключительное значение для нужд города, продолжает функционировать ТЭЦ.
в 2014 году произошел пожар на здании заводоуправления
в 2017 году ТЭЦ на территории завод перестало функцианировать
На данный момент территория завода представляет собой пустошь на которой уцелело несколько корпусов и ТЭЦ. Последняя активно разбирается на металл.