Всем большущий привет! С каждым днем заветное 1 сентября приближается, большинство абитуриентов уже получили свои долгожданные ответы из Университетов и уже готовятся во всю к их первому учебному году в ВУЗе.
В связи с этим у многих начинается мандраж, ведь все неизвестное заставляет нас нервничать (ну или скорее наших родителей). Как сделать так, чтобы в условиях никуда не девавшейся пандемии правильно влиться в учебный процесс? Постараюсь ответить на эти вопросы.
Для начала стоит объяснить, почему 2020-ый год для первокурсников по всей России будет уникальным. Все довольно просто – весь прошлый семестр университеты учились удаленно из-за добровольно-принудительного карантина, и на ходу были вынуждены подстраиваться под довольно специфические для высшего образования реалии. По факту все обучение проходило через интернет, в том числе и государственные экзамены с защитами дипломных работ.
Уже сейчас мы получаем информацию, что обучение скорее всего будет идти 50\50, где семинары будут вестись очно, а лекции по интернету. Однако преподаватели старшего возраста, попадающие в группу риска, очно вести не будут даже семинары, что фактически означает, что для них режим работы по сравнению с предыдущим полугодием не изменится. Если для студентов, уже примерно понявших, что из себя представляет университетская жизнь и учеба, привыкнуть к этому было не так сложно, то у первокурсников неизбежно возникнут проблемы.
Во-первых, как мне кажется, большое значение будет иметь невозможность познакомиться со всеми и сразу. При очной форме обучения вы заходите в семинарскую аудиторию и всех видите, имеете возможность беспрепятственно со всеми пообщаться и задать вопрос. В режиме интернет-конференции это сложнее: кто-то отошел от компа, кто-то занят своими делами, кто-то стесняется. По итогу это может привести к тому, что преподаватель не будет хорошо знать всех своих новых студентов, а это самым негативным образом скажется при выставлении оценок. Самое страшное, что может услышать от преподавателя студент в таком случае: «А вы кто?» и «А вы точно ходили на мой предмет?». Чтобы этого не случилось, нужно вести себя как можно более активно с самого первого дня учебы, стараться готовиться к каждому семинару. Тяжело? Ну да, а никто не говорил, что будет легко!
Во-вторых, из-за отсутствия прямого контакта с работниками университета и старостами, большинство ребят почти гарантированно запутаются в хитросплетениях университетской обязаловки. От оформления бессчётного количества документов и заявлений до курсовых работ. Тут и в обычном режиме стандартно появлялись 10-15 человек с потока, которые ничего не сдали и про курсовую слышат впервые в конце года. Разбираться с такими всегда мучительно, а представьте, что количество таких ребят удвоится?
В-третьих, из-за специфики онлайн обучения студентам будет сложнее общаться с преподавателями. Если раньше можно было задать короткий вопрос после пары, то сейчас – будь добр писать на почту. А отвечают, мягко говоря, не быстро. Это затруднит не только учебу, но и усложнит выстраивание взаимоотношений с потенциальными научными руководителями. Студенты и так паникуют на первой курсовой, не знают даже примерной темы, что уж говорить о сознательном выборе научного руководителя. Чаще всего студенты, впервые столкнувшиеся с необходимостью написать 30 страниц текста по какой-то теме, очень похожи на тонущих котят – благо в очном режиме взаимодействия знающий преподаватель всегда знает, как правильно снять тревогу.
В-четверых, повышенный соблазн халявить и мешать другим. Специфика университетского образования в РФ и так подкидывает нам каждый год десятки людей, которым учеба по факту не нужна. Такие люди потом не учатся сами и не дают учиться другим. С точки зрения онлайн обучения возможностей халявить у таких студентов оказывается куда больше. Особенно, если преподаватели не слишком технически сведущи. Одно дело, когда студент может выкрикивать что-то с задних парт, громко болтать и все такое – на это можно худо-бедно найти управу в аудитории; но вот в случае с интернет-хулиганством далеко не все могут вовремя среагировать. Как пример – во время первых лекций у одного уважаемого преподавателя по международному праву была включена функция «комментарий», что позволяло студентам рисовать прямо на его презентации. Как вы думаете, что в первую очередь нарисовали студенты? Правильно, то самое. Дяденька потом еще долго краснел, но сделать ничего не мог, хотя отключается оно все элементарно.
В-пятых, это сложности общения между однокурсниками. Обычно молодые ребята с удовольствием заводят новые знакомства, но в условиях, когда очно они друг друга могу и не видеть, либо видеть очень редко, формирование той самой крепкой университетской дружбы, которая идет сквозь года, оказывается под вопросом. Да, потом еще будут другие курсы, чтобы наверстать упущенное, но по факту самые крепкие студенческие отношения будут закладываться именно сейчас. По факту уже через год эти ребята придут в университет не коллективом, а просто группой малознакомых и малоинтересных друг другу людей. Последствия тут могут быть довольно негативными – достаточно знать, насколько сильно ребята друг друга обычно выручают в течение года, в особенности староста.