Найти в Дзене
Медный об искусстве

Парижский салон: "Допущенные", "Отверженные" и "Независимые"

Парижский салон — это регулярная художественная выставка парижской Академии изящных искусств, начавшая свою деятельность во второй половине 17 века. Она существует и по сей день, вот уже на протяжении трёх столетий. Попасть в салон хотел каждый художник, жаждущий славы. Допущенные к выставке приобретали известность, их картины покупались, а тех, кого благосклонность жюри обходила стороной, отвергали. Какое-то время на рамы отвергнутых картин даже ставили печать «R» (фр. Refusé) — отказано. Таким художникам приходилось трудиться в поте лица вплоть до следующей выставки, чтобы снова попробовать продвинуть свои работы.

Эта борьба за заветное место, а иногда и борьба против самих жюри салона, являла миру новые таланты, способствовала зарождению прогрессивных направлений и постепенному ослаблению старых.

У жюри существовали определённые академические требования к картинам. Каноны диктовали художникам что и как изображать. Одобрялись картины с хорошо показанным объемом, едва заметными мазками, плавными переходами приглушённых цветов. Людей считали необходимым изображать идеализированными, не уделяя должного внимания всем деталям натуры. Ценились аллюзии на классические сюжеты, а далекие от сентиментальности, повседневные - считались пошлостью.

В 1863 году жюри салона было скептично как никогда: из 5 тысяч работ, представленных тремя тысячами живописцев было отвергнуто более 60%.

-2

Одной из них стала картина художника Эдуарда Мане "Завтрак на траве". Современного зрителя в этой картине, вероятно, мало что смутит, но в 19 веке, когда она предстала перед жюри, Академия отвергла её с отвращением.

Мане хотел пробиться в салон со своим творчеством, которое не соответствовало канонам Академии. Тем не менее, опираясь на них же, он взял композицию и сюжет с классических картин, на которых были изображены обнажённые женщины в рамках мифологических и библейских сюжетов — никакого намёка на пошлость или сексуальность. Казалось бы, ну и в чём тогда проблема?

Дело в том, что Мане переместил эти сюжеты в свою современность. Он изобразил обнажённую девушку на пикнике с двумя молодыми мужчинами, одетыми с иголочки, грубо говоря, с хипстерами того времени. Некоторые отметили и особый взгляд одного из мужчин на девушку. Картина казалась пошлой. Это вывело жюри из себя.

К тому же, Эдуард Мане даже и не пытался соответствовать Академическим канонам в технике письма. В картине нет ни единого плавного перехода, свет и тень отделены чётко прослеживающимися линиями и контрастны друг-другу. Зелень и фон изображены крупными фактурными мазками, вместо тонких лессировок.

Картину категорически забраковали.

Картина члена парижской Академии изящных искусств.  Хороший пример работы, которую жюри определённо бы одобрило.
Картина члена парижской Академии изящных искусств. Хороший пример работы, которую жюри определённо бы одобрило.

Тысячи отвергнутых картин привели к конфликту между жюри и художниками, слухи о котором дошли даже до правителя Франции — Наполеона Третьего. Он, желая показать себя с либеральной стороны, настоял на организации выставки-антипода Парижского салона. Она получила название "Салон Отверженных". Участие в нём было добровольным, а картины оценивали посетители. Художественное сообщество восприняло эту идею с восторгом, но, с другой стороны, теперь перед ними стоял выбор: участвовать — значило отдать свои картины на суд публике, а отказаться — признать победу жюри в этом конфликте.

Выставка вызвала большой ажиотаж и привлекла к себе гораздо больше публики, чем официальный салон, но реакция людей и газет была скорее негативной, многие полотна подвергались насмешкам. Тем не менее, "Салон Отверженных" стал важным этапом в истории искусства, предвещавшим большие перемены и зарождение нового, современного искусства.

Так, будучи реакцией на политику парижских салонов, в 1884 году был создан "Салон Независимых". Это свободная выставка современного искусства, организованная Обществом Независимых Художников, которое действует и в наши дни. Работы на этих выставках не оценивались жюри, а художники не награждались, все оценки давали сами зрители. Таким образом, новое искусство начало планомерно идти в массы, находя всё больше последователей и поклонников.

-4

В "Салоне Независимых" участвовали такие знаковые художники, как Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Анри Матисс, Поль Синьяк, Амедео Модильяни и Марк Шагал.

Так Парижский салон, в то время оплот академизма, послужил началом нового искусства, которое меньше чем за столетие развилось в совершенно удивительные формы.

Марсель Дюшан - родоначальник техники рэди-мейд( англ. ready-made)
Марсель Дюшан - родоначальник техники рэди-мейд( англ. ready-made)

-6

Музеи
137 тыс интересуются