Найти в Дзене

«Непредвиденные обстоятельства», или пела ли в Вологде Нина Кошиц?

Нина Кошиц
Нина Кошиц
«Только один раз - концерт знаменитых артистов: примадонны Московского оперного театра С.И. Зимина Нины Павловны Кошиц (сопрано) и премьера государственного московского Большого театра Анатолия Константиновича Минеева, при участии артистки студии Комиссаржевского С.А. Авановой (чтение)»

читали заинтригованные горожане в газете «Вологодский справочный листок» от 15 (28) мая 1918 года (https://www.booksite.ru/fulltext/nep/ein/vol/ogda/hronica/hronica.htm).

И действительно, было чему удивиться, ведь программа концерта, который должен был состояться в этот день в «8 с половиной часов вечера» в зале Дома Страхового общества Вологды, была поистине роскошной: «Леонкавалло, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Метнер, Россини, Шопен и другие композиторы». Далее предлагалось послушать госпожу Аванову, в чьем исполнении должны были прозвучать трагический монолог памяти знаменитой актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской и веселые рассказы Надежды Тэффи. Все подробности музыкального вечера должна была раскрыть его программа. Билеты же предлагалось купить «в день концерта» в том же помещении Дома Страхового общества на улице Афанасьевской.

Казалось бы, вологжане были вправе надеяться на такой высококультурный отдых, но … любопытных ожидал поистине неприятный сюрприз. Перелистнув страницу газеты, читатель замечал другое объявление, в котором говорилось о том, что концерт госпожи Кошиц и господина Минеева, назначенный на 15 (28) мая «переносится по непредвиденным обстоятельствам на среду», 23 мая (5 июня по новому календарю). Для того, чтобы в течение недели у вологодских меломанов не пропал интерес к этому событию, корреспондент дает исключительную характеристику «выдающейся артистке» Нине Кошиц, «о степени высокой художественности исполнения» которой «лучше всего говорит то обстоятельство, что знаменитый композитор Рахманинов поручает ей крайне ответственную роль исполнительницы его новых вокальных произведений».

Нина Кошиц
Нина Кошиц

Действительно, программа вологодского концерта Нины Кошиц включала произведения Сергея Рахманинова и Николая Метнера, с которыми её связывали не только сугубо профессиональные, но и дружеские отношения. Можно с уверенностью сказать, что в исполнении столичной знаменитости (а Н.П. Кошиц была солисткой не только московской оперы Зимина, но и Мариинского театра) вологжане услышали бы романсы Сергея Васильевича, созданные в 1916 году и ей посвященные - «Ночью в саду у меня» на слова Александра Блока, «К ней» на слова Андрея Белого, «Крысолов» на слова Валерия Брюсова, «Сон» на слова Фёдора Сологуба, «Ау» на слова Константина Бальмонта и «Маргаритки» на слова Игоря-Северянина (опус 38). Певица блистала в партиях Татьяны в «Евгении Онегине» и Лизы в «Пиковой даме» П.И. Чайковского, Ярославны в «Князе Игоре» А.П. Бородина, Доны Анны в «Каменном госте» А.С. Даргомыжского и Купавы в «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова; была пленительной Мими в «Богеме» Д. Пуччини, нежнейшей Дездемоной в «Отелло» Д. Верди и страстной Неддой в «Паяцах» Леонкавалло.

И.В. Лотарев
И.В. Лотарев

Дочь знаменитого тенора, солиста Киевского и Большого театров Павла Порай-Кошица, уроженка Киевской губернии Нина Павловна Кошиц (1892-1965) училась вокалу и фортепиано в Московской консерватории. Одним из её педагогов был выдающийся итальянский тенор Умберто Мазетти, учивший вокальному мастерству русских певцов и певиц, среди которых были Антонина Нежданова, Валерия Барсова и Надежда Обухова. У Нины Кошиц был редкий по красоте и силе голос; «певицей жгучего характера, с разнообразной градацией нежностей в интерпретации» называл её Сергей Прокофьев.

«Превосходна Н. П. Кошиц. Это удивительно талантливая артистка. В ней счастливым образом сочетались исключительный голос, очень большой сценический талант и врожденная музыкальность», - писал о ней историк театра Павел Марков. «В свежем, крепком, большом голосе г-жи Кошиц способность к внутренней выразительности сочеталась с хорошей технической дисциплиной»; «Её передача трогала простотой, искренностью, непосредственностью…», - читаем отзывы современников о певице, собранные в энциклопедии Аркадия Пружанского «Отечественные певцы» (Пружанский А.М. «Отечественные певцы»: словарь. – Часть первая. – М., 1991. – С. 236-237).

С 1915 года певица стала вести активную концертную деятельность, выступая в городах России. Иногда ей аккомпанировали Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев и Николай Метнер, чьи произведения она с таким мастерством исполняла. Так, в октябре 1916 года под аккомпанемент Рахманинова она пела его романсы в Кисловодске; а С.С. Прокофьев был у рояля, когда в марте 1918 года она исполняла его вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой для голоса с фортепиано».

В разнообразной и доступной читателям информации о певице нет упоминаний о её вологодских гастролях в мае-июне 1918 года. Только две заметки в городской газете «Вологодский справочный листок» являются красноречивым свидетельством того, что такой концерт сначала планировался, а потом был отменен и перенесен на неделю вперед. К сожалению, рецензии, подтверждающей тот факт, что Нина Кошиц и Анатолий Минеев действительно пели в Вологде 5 июня 1918 года, на страницах «Вологодского листка» не было, как не было упоминаний об этом событии и в других его июньских номерах. Но утверждать обратное тоже нельзя: далеко не о всех культурных событиях писала региональная пресса тех лет.

В 1920 году Нина Кошиц навсегда покинула Россию и обосновалась в США. В историю мировой музыкальной культуры она вошла не только как выдающаяся певица, но и как прекрасный педагог по вокалу, пианистка, композитор и даже актриса кино. В нашей стране её имя не забыто, оно тесно связано с именами С. В. Рахманинова и С.С. Прокофьева.

Как это ни странно, но имя Н.П. Кошиц также оказалось причастным к культуре Вологодского края: его «породнили» с ним нежные «Маргаритки» - стихотворение Игоря-Северянина и романс Сергея Рахманинова, посвященный певице и первой исполнительнице этого маленького шедевра. Нина Павловна неоднократно признавалась, что ничего и никого не пела «с таким восторгом, как Рахманинова»; «Маргаритки» был одним из любимейших её романсов, она исполняла его в своих концертных турне по Америке «с лучшими симфоническими оркестрами США – Филадельфийским и Бостонским» (см.: Рогова В. Серебряные киноструны Игоря Северянина // искусство в школе. – 2016. - № 1. – С. 50).

С.В. Рахманинов
С.В. Рахманинов

«Пела Н.П. Кошиц, ей аккомпанировал Рахманинов. Сколько теплоты, упоительной нежности и тихой грусти было вложено певицей и Рахманиновым в исполнение… Какой новизной дышала серия … новых романсов Рахманинова «Ночью в саду», «К ней», «Маргаритки», «Крысолов», «Сон» и «Ау»!», - писал в своих «Воспоминаниях о Рахманинове» известный дирижер Александр Хессин (https://senar.ru/memoirs/Hessin/).

И сегодня, спустя почти столетие после той публикации в «Вологодском справочном листке», очень хочется верить в то, что вечером 5 июня 1918 года в исполнении Нины Кошиц вологжане все-таки услышали:

«О, посмотри! как много маргариток -

И там, и тут...

Они цветут; их много; их избыток;

Они цветут.

Их лепестки трехгранные - как крылья,

Как белый шелк...

Вы - лета мощь! Вы - радость изобилья!

Вы - светлый полк!

Готовь, земля, цветам из рос напиток,

Дай сок стеблю...

О, девушки! о, звезды маргариток!

Я вас люблю...