8 августа Центральная избирательная комиссия Украины (ЦИК) отменила местные выборы на части подконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей, которые должны состояться 25 октября 2020 года. Из сообщения пресс-службы ЦИК: «Проанализировав информацию, предоставленную Донецкой и Луганской военно-гражданскими администрациями, комиссия пришла к выводу о невозможности проведения выборов депутатов отдельных сельских, поселковых, городских советов этих областей и соответствующих сельских, поселковых, городских голов».
Невозможность проведения выборов объясняется близостью этих районов (10 объединенных территориальных общинах Донецкой и 8 - Луганской области) к линии фронта. Сразу возникает вопрос - почему на этих территориях с 2014 года выборы проводились - президентские, местные, парламентские - в Верховную Раду Украины? А через шесть лет это стало опасней, чем в 2015 году, когда конфликт на Донбассе был в острой стадии?
Почему, по словам руководителей областных государственных администраций Донецкой и Луганской областей «нельзя проводить местные выборы в прифронтовых населенных пунктах»? Надо сказать, что разумные аргументы к подобным заявлениям подобрать можно, но вот подобрать объяснения, почему в тех же самых населенных пунктах, «расположенных в зоне поражения крупнокалиберной ствольной и реактивной артиллерии» в 2015-2019 годах разные выборы, от местных до президентских, проводились дважды, а в 2020 г. стало нельзя? Вопросов много, ответы на них лежат в плоскости украинской политической логики.
Украинский политолог Андрей Мишин считает: причина возможной отмены выборов — в боязни создания неуправляемых Киевом структур местного самоуправления на границе с Донбассом. Что это за такие неуправляемые структуры, которые так боится Киев? Это избранные согласно украинскому законодательству местные органы власти, депутаты местных советов и главы сел и поселков, городские головы. Неуправляемыми они могут стать по причине политической ориентации представителей этих местных органов власти, считает Киев.
Партия «Оппозиционная платформа - За жизнь» (ОПЗЖ), имеющая серьезную поддержку на превращённых в серую зону украинской демократии территориях, заявила о намерении оспорить решение ЦИК Украины в суде, назвав это решение «кражей голосов»: «Марионетки власти в ЦИК проигнорировали тот факт, что в прошлом году на этих территориях успешно прошли президентские и парламентские выборы. Мнение "сценаристов" из офиса президента оказалось для них важнее конституции, международного права и клятв служить народу Украины. По уровню цинизма и беззакония нынешняя власть уже превзошла своих предшественников».
Социология подтверждает мнение оппозиционной партии. Например, в одном из самых крупных прифронтовых городов Мариуполе политические настроения избирателей следующие: «53% опрошенных выразили однозначную готовность принять участие в местных выборах, если бы они состоялись в ближайшее время. Среди политических сил лидером является партия «Блок Бойченко», за которую бы отдали голоса 39,2% тех, кто определился и намерен голосовать. За партию «Оппозиционная платформа - За життя» проголосовали бы 26,7%, партию «Слуга народа» - 9,7%, партию Шария - 7,4%, партию «Оппозиционный блок" - 5,9%. Рейтинг других политических сил - менее 3%. Затруднились около 10% опрошенных».
Слабая поддержка партии власти видна невооруженным глазом, как и популярность оппозиционных сил, представленных рядом партий, среди которых ОПЗЖ, «Оппозиционный блок», «Блок Бойченко», связанных в прошлом с Партией регионов. При этом «Блок Бойченко» - структура действующего городского головы Мариуполя, избранного в 2015 году, который является выходцем из менеджмента корпорации SCM Рината Ахметова, владеющей в городе крупнейшим металлургическим комбинатом. Таким образом ситуация вырисовывается простая - в городе партия власти не популярна, поддержку имеет политическая сила, представленная местной властью, выдвиженцами крупнейшего работодателя и налогоплательщика города. Пример весьма красноречивый. При этом в других регионах, где нет таких крупных структур и популярных местных руководителей, такие же настроения - граждане отдают предпочтение оппозиционным партиям. Вес этих заблокированных электоральных возможностей измеряется в конкретных цифрах: «Выборы отменены для десяти территориальных общин Донецкой и восьми общин Луганской области, то есть примерно для 2,7-3,6 млн. человек (средняя численность общины – 150-200 тысяч)». Именно поэтому Киев выводит часть своей территории из политического оборота, законного и конституционного.
Чем украинская власть намерена наполнить эту создаваемую ей «серую зону»? В правовом поле появляется некий вакуум. Возникает вопрос к действующим местным властям: срок их полномочий заканчивается 25 октября, поэтому необходимо либо законодательно продлевать их полномочия (ведь они избраны гражданами), либо вводить систему особого местного управления, без принципа избираемости местной власти, например - временные администрации, и такой опыт у Киева есть. Нельзя исключать и милитаризации прифронтовых территорий, например, в государственном формате - военные администрации, или власть активистов-националистов, которым очень хотелось бы иметь свое поле деятельности, либо симбиоз военных и националистов. Правда, последние варианты находятся за пределами конституционного поля страны.
Выборы в подконтрольных Киеву регионах Донбасса в прошлом были инструментом фальсификации данных, хотя одновременно и определенной внутриполитической угрозой. Теперь же, приняв решение об отмене выборов в этих регионах, Киев превращает прифронтовую зону в «серую зону»: здесь он лишает части голосов оппозиционные партии, лишает права голоса часть граждан Украины, создавая при этом псевдоконституционную ситуацию в стране. Косвенно, отменяя выборы на указанных территориях, Киев фактически также подтверждает свои скрытые намерения не выполнять Минские соглашения, ведь это та часть электората, на решение проблем которого как раз и направлены эти соглашения. Но чего не сделаешь ради политической целесообразности!
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции