Найти тему
О модном теле

Как генерал-инспектор оказался женщиной, а этого никто не понял...

В истории Великобритании есть персона, история которой ещё занимательнее, той, что мы знаем о Надежде Дуровой. Генерал-инспектор военных госпиталей оказался женщиной.

Почтенный хирург, послуживший короне в разных её концах на смертном одре оказался не того пола. Ладно бы кто-то заподозрил его/её в немужском поведении. Так нет, острый на язык склочный дуэлянт не мог быть женщиной или мог? Мог. Под именем Джеймса Бэрри скрывалась дочь ирландца-зеленщика Маргарет Энн Бакли. Отец её разорился, оставив семье только долги, поэтому она с матерью были вынуждены уехать в Эдинбург. На корабль взошли мать с дочерью, вышли тётка с племянником, которым знакомый стряпчий заранее помог сделать документы. В начале XIX века получить медицинское образование, а уж тем более стать хирургом, могли только мужчины. Для женщин университеты будут закрыты ещё долго. А Маргарет очень хотела быть врачом.

Неизвестный автор. Портрет Джеймса Бэрри. 1820-е. Музея Африки , Йоханнесбург
Неизвестный автор. Портрет Джеймса Бэрри. 1820-е. Музея Африки , Йоханнесбург

Надо сказать, что, как и Надежде Дуровой, Маргарет природа помогла спрятаться в мужском костюме. Маленькая, щуплая, ловкая пятнадцатилетняя девушка легко сошла за юношу. Учился Джеймс Бэрри блистательно, поэтому не только не платил за учебу, но и получал стипендию. После выпуска он поступил на военную службу и отбыл в колонии. Места его службы: Индия, Южная Африка, Канада, Мальта, Тринидада и Тобаго, Ямайка. Неуживчивый и вздорный характер при фантастическом профессионализме и готовности брать ответственность за свои действия привели к тому, что от мистера Бэрри постоянно хотело избавиться любое начальство.

Этому неуживчивому типу доставались самые неприятные поручения: борьба с эпидемиями в Кейптауне, организация медицинской службы и подвоза лекарств в отдаленные районы. Но фантастическая работоспособность и въедливое требование соблюдение всех требования гигиены, которые тогда многие считали придурью, позволили Джеймсу Бэрри за десять лет дослужиться до генеральского чина. Его современные биографы говорят о том, что он блестяще выполнял сложные операции в полевых условиях. Но история медицины очень специфическая область, вмешиваться в которую без диплома лечебного дела не стоит.

Генерал-инспектор Джеймс Бэрри и Флоренс Найтингейл. На самом деле это две дамы.
Генерал-инспектор Джеймс Бэрри и Флоренс Найтингейл. На самом деле это две дамы.

Как инспектор армейских госпиталей он поехал в Крым, где во время войны царила Флоренс Найтингейл, считавшаяся национальной героиней. Никакой статус, данный газетами, не уберег её от страшного разноса. Несмотря на милосердную заботу, в госпиталях люди умирали от болезней вследствие недостаточно качественной оборки палат. С приездом инспектора и выполнения его требований, смертность снизилась в разы.

За всё время службы Джеймс Бэрри не обзавелся друзьями, за ним всюду следовать только слуга Джон, привезенный им с Ямайки. В 1857 году отставной генерал со слугой и собакой Психеей обосновался в Лондоне, а в 1865 году умер от дизентерии. В завещании было указано, что покойный просит его тело не вскрывать. Но там не было указано, что тело не надо обмывать. Приглашенная для этого женщина, некая София Бишоп вместо джентльмена обнаружила леди, о чем и поведала нанимателю, бывшему душеприказчиком покойного. Мало того, что рассказала, так еще и потребовала денег за молчание, не только с него, но и с военного ведомства. Её слова объявили ложью, тело кремировали, а на "Кладбище Всех Душ" поставили памятник с надписью " Доктор Джеймс Бэрри, Генеральный инспектор армейских госпиталей".

Барри (слева) с Джоном, слугой, и собакой Барри Психеей, ок. 1862, Ямайка
Барри (слева) с Джоном, слугой, и собакой Барри Психеей, ок. 1862, Ямайка

Легенда о женщине-хирурге бродила в умах, о Маргарет Энн даже было написано несколько романов. Но только в начале XIX века хирург Майкл дю Приз нашел в Кейптауне письма, написанные одной рукой, часть была подписана Маргарет Энн Бакли, часть Джеймс Бэрри. Почерковедческая экспертиза подтвердила идентичность почерка. Так легенда стать историей, а мы точно знаем, кто был первой женщиной - военным хирургом. Хотя, был ли женщиной Джеймс Бэрри? Вполне возможно, он-то как раз считал себя мужчиной. Но гормональной терапии ещё не было, а смена пола даже не могла прийти в самых смелых мечтах. Приходилось использовать только то, что было под рукой.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц