31 августа Русская Православная Церковь чтит память священномученика Григория Бронникова. Мне посчастливилось встретиться с близкими родными российского новомученика и даже побывать на его родине - селе Пыелдино Сысольского района Республики Коми. Спустя десятилетия эта земля все еще хранит память о своем молитвеннике.
Первые впечатления
В село Пыелдино мы выехали из Сыктывкара засветло и через 1,5 часа уже прибыли в населенный пункт, где 27 января 1876 года родился будущий российский святой Григорий Бронников.
Вот уже мимо нас «проплыла» старинная разрушенная церковь, окутанная предрассветным туманом, осталась позади и ветхая деревянная часовня – последняя сохранившаяся из семи.
Привлекло наше внимание и необычное название одной из пыелдинских деревень – «Монастырь».
Но все же сначала мы спешим в музей истории села.
В музее
Хранилище истории одного из самых древних сел Коми располагается в здании местной школы, построенном еще в 1930 году. На пороге сельской "страны знаний" нас уже ждала учитель истории и заведующая музеем – Ольга Александрова.
Вместе с ней мы оказываемся в настоящей сокровищнице. Сразу обращаю внимание на текст Жалованной грамоты Ивана III, в которой Пыелдино упоминается впервые.
В тексте грамоты также говорится о монастыре Николы Чудотворца на Пылде, что на Сысольской земле. Свидетельством того, что монастырь здесь был, служат и другие архивные документы. В «Вологодских губернских ведомостях» 1850 г. есть упоминание об основании Стефаном Пермским на Верхней Вычегде и Сысоле пустошей и монастырей. В первой четверти XVIII века обитель в Пыелдино была упразднена. Но сохранилось до наших дней название одной из деревень – «Монастырь».
Удивили меня русские названия деревень на карте-схеме Пыелдинской волости ХVIII века.
– Дело в том, что по реке Сысоле прибывали сюда русские люди из разных мест, кто с Камы, кто из-под Новгорода, и населяли волость через деревню Игнатьевская, она ближе всех находилась к реке. Отсюда и так много русских названий среди имен пыелдинских деревень: Борская, Петухово, Чаринская, Тепловская, – объясняет Ольга Васильевна.
С 1847 по 1850 годы в Пыелдино строилась каменная церковь во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, которая являлась основным приходским храмом для жителей Пыелдинской волости вплоть до закрытия ее в 1931 году.
А в 1883-1884 годах на приходском кладбище пыелдинцы возвели еще одну каменную одноэтажную церковь, также посвященную святителю Николаю Чудотворцу. Но до наших дней она не сохранилась.
На музейных фотографиях можно было увидеть церковь во имя святителя Николая в разные годы, но уже недействующую, её священнослужителей, учителей церковноприходских школ, а в витрине хранятся предметы церковного обихода и архивные документы о деятельности церковно-приходской школы.
В экспозиционном интерьере раздела была представлена даже мебель XIX века из разрушенной Никольской церкви – кресла:
– Историческая мебель была сохранена благодаря служителю церкви Илье Братенкову, а передана в музей Григорием и Ниной Братенковыми. Другие экспонаты уже принесли в музей ученики нашей школы.
Так у нас оказалась плащаница, складень, подсвечник, колокол, пенал для хранения свечей, деревянная скульптура ангела, – поведала историю создания музейной коллекции Ольга Васильевна.
Храм
Бывшая ученица пыелдинской школы, а ныне ее учитель Мария Сизганова вызвалась нас провести по памятным местам села. Возле православного молитвенного дома мы остановились. Деревянное здание тоже постепенно ветшает – службы на родине священномученика Григория Бронникова не проводятся. А ближайший храм находится в девяти километрах от Пыелдино, в селе Визинга.
Дорога к разрушенной старинной каменной церкви вела в гору. Сырая после дождя земля скользила под ногами, поэтому нам пришлось идти медленно и осторожно, поддерживая друг друга.
Испуганные нашим приближением, из Божьего дома нам навстречу выскочили и бросились врассыпную подростки. Сегодня, как выяснилось, сельская молодежь – главная беда для разрушающейся церкви. Недавно, по рассказам очевидцев, произошло событие, просто пугающее по своему варварству – подростки въехали в храм прямо на машине…
В первые минуты, увидев Никольскую церковь, не могу произнести ни слова – поруганный, обезглавленный храм, но все еще величественный и прекрасный.
– В 1842 году крестьяне пыелдинской волости подали прошение на имя правящего архиерея – разрешить им строить каменный храм на месте уже обветшавшей деревянной церкви – и предоставили сведения о том, что заготовлено известки в достаточном количестве, кирпичей, и не нуждаются они в какой-либо помощи, разве что только по своему усердию кто-то ее окажет. Это потрясает, что в XIX веке могли такой собор построить с тремя престолами! – объясняет Мария.
Входим внутрь церкви, ныне здесь царство ядовитого борщевика. «Заморский гость» чувствовал себя под сводами храма как дома. Но среди священных руин это растение приобретало для меня вид райских цветов. Внутри храма было ощущение прогулки по дивному саду.
– Это святое место! – слова сопровождавшего нас священника Бориса Прокофьева несколько объясняют и мое состояние. – Может быть, даже здесь еще хранятся храмовые святыни.
– Разрушали храм, как и строили, тоже всем миром, – продолжает тем временем Мария. – Рассказывают, что пока храм использовался как зернохранилище сначала колхозом, потом пыелдинским совхозом, он сохранялся. А как только у совхоза появились свои хозпостройки, храм был оставлен на разграбление жителям. Старожилы вспоминали, что в начале 1980-х годов активно рушили церковь.
Удивляли меня и масштабы Никольского храма.
– Так ведь население только в 1856 году составляло 2439 человек. И далее шел рост численности, – объясняет Мария, защитившая дипломный проект по истории села Пыелдино в Сыктывкарском госуниверситете.
Приблизительно в это время (1867 год) был определен причетником к пыелдинской Никольской церкви Преосвященным Павлом, епископом Вологодским и Устюжским, отец священномученика Григория Бронникова, Алексий Иоаннович, и посвящен в стихарь, а в 1868 году владыка Павел произвел его в диакона. В этом храме и был крещен будущий российский святой XX столетия – Григорий Бронников.
Я ходила вокруг старинной церкви, заглядывала в полуразрушенные окна, касалась влажных кирпичей, впитавших в себя тепло северного лета, и вспоминала историю рода Бронниковых.
Наталья Прокофьева.
Фото автора
Продолжение следует
Историческая справка
Священномученик Григорий Бронников родился в селе Пыелдино, Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Сысольский район Республики Коми). Долгие годы российский новомученик служил в Богоявленском храме села Селиб Удорского района Коми. В 1930 году отец Григорий был отнесен к «кулакам» и обложен индивидуальным налогом. А в августе 1937 года он был арестован. Его обвинили в «систематической контрреволюционной агитации против Советской власти» и расстреляли 31 августа 1937 года в окрестностях Сыктывкара. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 06.10.2001 года Григорий Бронников был канонизирован.