Продолжаем публикацию путевых заметок Стаса Дурнова о посещении Греции. Начало читайте по ссылке.
Греческая мифология
Греки большие патриоты, они очень любят свою страну. Эта любовь уже давно покинула границы реальности и пребывает на территории фантазий и мифов.
Иногда кажется, что, когда дело касается их горячо любимой страны, греки врут с той же непринужденностью, как дышат. В Греции все самое лучшее на свете! В первую очередь оливковое масло, которое испанцы и итальянцы, дескать, добавляют в свою известную на весь мир бодягу, чтобы повысить ее качество. Они уверяют, что в Греции лучшие в мире меховые изделия — шубы там и прочая пушнина — и что итальянцы, жулики, продают их, выдавая за свои.
Если бы мы однажды вдоволь не нашопились в Италии и Сан-Марино, объехав кучу итальянских меховых фабрик, возможно, я бы в это и поверил. Один греческий экскурсовод заявил нам, что в Афинах проживает более 11 млн народу, из чего следует, что это самый большой город в Европе. Если поразмыслить, то с его слов выходит, что там живет людей больше, чем население всей Греции, включая Салоники, Патры и сами Афины. Похоже, когда дело доходит до похвалить Родину, эти люди забывают даже арифметику. Надо отметить, что туризм — это во многом мифотворчество. Я, например, прекрасно понимаю, зачем в Белокурихе на терренкуре, ведущем от детского санатория к ручью с забавным названием Шиши, верхушку скалы, сильно напоминающей мужской половой орган, покрасили в красный цвет. Теперь отдыхающие возбужденно показывают на этот фаллический символ пальцами и радостно фотографируются на его фоне.
Мало того, им рассказывают высосанное из пальца поверие, что если бездетная женщина погладит эту красную головку, то тут же забеременеет. Забеременеть таким героическим способом вряд ли кто-нибудь когда-нибудь попробует, ибо в Белокуриху приезжают отдыхать и расслабляться всеми доступными способами, на крайний случай лечиться, а вовсе не для того, чтобы раскроить себе голову, свалившись со скалы на огромный булыжник в попытке зачать ребенка от покрашенного красной краской камня. Однако теперь, разъезжаясь по домам, туристы с удовольствием демонстрируют фотографии и пересказывают весь этот бред родственникам и друзьям. Однако все это детский лепет в песочнице по сравнению с тем, что насочиняли греки.
Шедевром туристического мифотворчества нужно признать историю вокруг пещеры Петралона на Халкидиках. Пещера, безусловно, красива. Сталактиты, сталагмиты и все такое. Но чтобы она стала чем-то действительно выдающимся, надо было чего-нибудь как следует наврать.
Если бы греки не были выдающимися мифотворцами, они бы непритязательно покрасили бы сталагмиты в красный цвет и попытались бы выдать эти штуки за будущих отцов очаровательных детей. Но это не их уровень. Они придумали кое-что поистине выдающееся! Один местный краевед, который, безусловно, был многократным победителем местного конкурса врунов, написал книгу, где уверяет, что нашел в пещере останки человека, возраст которых 12 миллионов лет, из чего следует, что самые древние люди обитали на территории современной Греции!!!
Теперь рядом с пещерой построили довольно интересный музей, экспозицию которого туристам показывает пожилой товарищ, попутно приторговывающий той самой книжицей.
У меня даже возникло подозрение, что это и есть тот самый краевед-первооткрыватель. В самой пещере с помпой демонстрируют то самое место, где была обнаружена эта историческая находка, однако строго-настрого запрещено что-либо фотографировать. Это тоже рождает неприятное подозрение, что тебя просто-напросто дурят. Людей сведущих весь этот цирк сильно веселит. Когда я рассказал о том, что напридумывали греки вокруг пещеры Петралона своему приятелю Сергею Исупову, который каждое лето проводит на раскопках в Денисовой пещере, он уронил телефонную трубку от смеха. Я никогда особо не интересовался археологией, тем не менее тоже прекрасно знаю, что родиной современного человека серьезная наука считает Африку и что достоверный возраст найденных там останков 4 миллиона лет.
До недавнего времени считалось, что заселение земли началось именно оттуда. Археологические открытия в Денисовой пещере на Алтае потому и считаются выдающимися, что, вполне возможно, опровергнут эту теорию. По осторожным выводам ученых, останкам в Дениске около миллиона лет, что дает повод предположить, что земля заселялась биполярно — из Африки и Центральной Азии. Что же касается пещеры Петралона, то серьезные ученые полагают, что реальный возраст найденных там останков — от 50 до 250 тысяч лет.
Греки об этом прекрасно знают, но считают, что многочисленным туристам об этом знать категорически необязательно. Если следовать этой замечательной логике, то наш Бийск легко можно сделать местом паломничества туристов. Я предлагаю выбрать какую-нибудь старенькую холупку на Мочище и объявить ее самым древним жилым домом на свете. Или, например, говорить, что здание заводоуправления „Сибприбормаша“ самое высокое из всех зданий всех заводоуправлений всех „Сибприбормашей“ на земле.
Никто, естественно, не поверит, зато весело и приобретем славу города, где живут одни придурки.
Секреты долголетия, или Друзья познаются в еде
Еще один излюбленный греческий миф — это то, что в Греции самая большая продолжительность жизни в мире. Вообще-то говоря, это не очень великое преувеличение. Я бы даже сказал — в рамках статистической погрешности. По статистике, на первом месте с результатом 83 года — карликовое государство на границе Франции и Испании под названием Андорра. Но поскольку народу там живет в три раза меньше, чем в нашем городе, то греки могли бы сделать вид, что знать не знают о такой стране так же, как, например, о Бийске, и ее статистика, таким образом, несчитова.
Под этим же предлогом можно проигнорировать Сан-Марино, Лихтенштейн, где граждан примерно столько же, как жителей в Белокурихе без отдыхающих и в селе Алтайском соответственно. Но вот Япония, Франция, Швейцария, Норвегия, Канада и тем паче США — это уже вполне полноценные государства, располагающие боеспособной армией, и этих так просто на ноль не помножишь. На самом деле Греция на 17-м месте. Но назвать это плохим результатом в соревновании долгожителей вряд ли у кого язык повернется. В Греции люди живут в среднем почти 80 лет! Даже греческие мужчины дотягивают, не особенно напрягаясь, до 77!!! У нас в России среднестатистический мужчина не доживает и до нового пенсионного возраста. В рейтинге долгожителей мы по соседству с Гайаной и Папуа — Новой Гвинеей! Продолжительность жизни у нас примерно такая же, как у тех людей, предки которых в свое время без зазрения совести „съели Кука“… Почему так вышло? Можно в очередной раз все свалить на Чубайса, что отчасти будет правдой. Именно этот рыжий замутил такую приватизацию, которая в результате оставила 99% россиян с голым задом, что не особенно располагает к долгой и счастливой жизни. Однако и оставшийся 1% тоже особым долголетием не отличается.
Тащить на горбу ранее всенародную собственность — каторжный труд „на галерах“. У тебя перманентно кто-нибудь что-нибудь норовит стащить, а в последнее время гораздо чаще просто отобрать с применением грубой силы — „ну-ка, иди сюда, ну-ка, дай сюда, ну-ка, иди отсюда!!!“ Но самое неприятное и возмутительное — тебя постоянно кто-нибудь хочет пристрелить вместе с армией ни в чем не повинных телохранителей, что крайне негативно сказывается на статистике продолжительности жизни в стране.
Мы, россияне, отличаемся чрезвычайно неразумным поведением в плане сохранения самих себя. Мы сосредоточили 90 процентов денег в одном городе, что также не особенно способствует долгой и счастливой жизни во всей остальной стране, и при этом превратили жизнь в этом единственном сказочно богатом месте в полный дурдом, где особенно корыстные люди бесславно помирают от сверхчеловеческого напряжения в погоне за этими деньгами. Мы погубили собственную деревню, где крестьяне тоже мрут, но уже от полного отсутствия средств к существованию. В результате мы жрем всякую дрянь, наполовину состоящую из консервантов, стабилизаторов, эмульгаторов, усилителей, проявителей и закрепителей.
А еще у нас колоссальное количество мужиков, и даже некоторые женщины, концептуально бухают.
Мы исторически пьем от щемящей тоски и печали за Родину и за себя любимых, а еще в радости от радости и в горе с горя, бедные от безысходности и богатые от богатства, добрые от доброты и злые от злости, после трудовых подвигов „с устатку“ и просто от нефиг делать. Но это неудивительно. Странно и удивительно то, что те, кто не бухает, у нас тоже долго не живут… Но не будем о грустном, а лучше зададимся конструктивным вопросом: почему же греки, которые так похожи на нас, живут на 10–15 лет дольше? Может быть, они не пьют? Пьют, причем, как я уже упоминал в первой части очерка, многие предпочитают русскую водку.
Этот парадокс родины виноделия объясняется очень просто — греческие прекрасные вина очень дороги, потому что производятся в гораздо меньших объемах, чем итальянские, испанские и французские. Они не по карману даже тем, кто их производит. На паперти возле храмов в Греции так же как и у нас часто можно встретить страдающих с бодуна, спившихся людей с глазами, напоминающими яичный желток, главная цель которых насобирать на очередную бутылку. Может быть, греки не курят? Еще чего! Наряду с Испанией, Греция — самая курящая страна Евросоюза. Причем грекам, как и нам, бесполезно что-то запрещать. Можно напринимать миллион законов и поразвесить миллион предупреждений о запрете курения и там и сям, они все равно будут курить везде, где захочется, и ни один греческий полицейский не потребует прекратить это безобразие, потому что он тоже не идиот, чтобы исполнять все напридуманные какими-то болванами законы в свободное от безделья время. Сходная ситуация, кстати, и с драконовскими штрафами за превышение скорости. Так в чем же секрет долголетия? Сами греки объясняют его своей национальной кухней. Она простая и очень полезная. Греки в отличие от нас обильно питаются оливками, овощами, фруктами, орехами, свежей рыбой и прочими морепродуктами и, конечно, оливковым маслом. Все это чрезвычайно богато всякими там витаминами, микроэлементами и прочими полезными веществами. А самое главное, напрочь лишено химической отравы. Я с ними целиком и полностью согласен.
Мой любимый формат общепита — греческая таверна, где в отличие от итальянского или французского ресторана все непритязательно и просто, где колоритный усатый хозяин в фартуке и без бабочки подаст тебе гору овощей с сыром фета — настоящего греческого салата, вкуснейших морских гадов или рыбы, которые еще утром плавали у соседнего скалистого берега, а самое главное — поставит на стол запотевший графинчик отменного домашнего белого вина. Греки, естественно, считают свое вино лучшим в мире. Строго говоря, я с этим не совсем согласен, но и особенно возражать не стану. Здесь прекрасные условия для виноделия. Греческий Совиньон Блан может на равных тягаться с новозеландским и точно лучше итальянского и французского. В розовом вине грекам определенно равных нет. Но вот насчет „высшего винодельческого пилотажа“ — красных вин, что бы там они ни утверждали, нет равных французам из Бордо и Бургундии. И, думаю, уже не будет. Ни один уважающий себя хозяин таверны не позволит себе угостить гостя вчерашней рыбой или чилийским вином из тетрапака. Однажды в упомянутом выше городке Каламбака, находящимся рядом с Метеорами, я после утомительного дня поспешил заказать на ужин белого вина, а потом с удивлением обнаружил, что в меню отсутствует рыба и какие-либо другие дары моря. Это была катастрофа. По мне, запивать мясо, пусть даже баранину, белым вином — то же самое, что закусывать французский коньяк малосольным огурцом. На мой недоуменный вопрос хозяин таверны резонно ответил, что „рядом с Каламбакой нет моря, а везти рыбу за сто верст — несерьезно, ибо это будет уже не рыба, а черт знает что“!!! Здоровое питание — это не единственное, чем можно объяснить завидное греческое долголетие. Ну, конечно, важный фактор — прекрасный климат. Вся Греция — это один сплошной средиземноморский курорт. Если бы все россияне проживали в местечке, подобном Сочи, а не в Новом Уренгое, Норильске или (боже упаси!) в Магадане, то имею смелость предположить, что и у нас статистика была бы несколько повеселее. А еще жаркий климат позволил всем средиземноморским народам дружно додуматься до такого величайшего изобретения человечества, как сиеста. Для тех, кто еще не в курсе, сиеста — это когда всю вторую половину рабочего дня ты можешь не работать, а спокойненько вздремнуть дома или пить кофе где-нибудь в тенистом прохладном кафе, болтая о всякой ерунде с приятелями. Официальное объяснение — слишком жарко, чтобы работать. Нам давно следовало бы придумать „зимнюю сиесту“, сибирские морозы тоже не особенно располагают к трудовой деятельности. Однако если в Италии, например, жизнь замирает только лишь в самые знойные часы и работа все же возобновляется, когда жара спадает, то в Греции это скорее исключение, чем правило. Большинство мелких магазинчиков вполне официально работает до двух часов дня, а для греческого служащего вполне нормально оставить на рабочем месте записку: „Ушел на сиесту. Буду в пятницу на следующей неделе“.
Но самый главный секрет греческого долголетия, по моему мнению, заключается в том, что в Греции просто не принято о чем-то сильно париться и напрягать друг друга по пустякам. Да и по-крупному, собственно, тоже. Все: и бедные и богатые, и пьяницы и трезвенники, и толстые и худые — просто живут и радуются жизни, не мешая товарищу заниматься тем же самым. И это ощущение радости жизни легко передается приезжим. Все в том же „Санни“ мне довелось наблюдать забавную картину. Из моря на пляж подталкиваемая пенистой волной выползает девчонка, явно не окончившая начальную школу. Мама набрасывает на нее полотенце, но то соскальзывает на песок, потому что малышка вскидывает ручонки к ясному небу и восклицает: „Жизнь прекрасна!!!“
Я думаю, что мы в России, живущие большую часть нашей жизни в холоде и темноте, ощущаем себя счастливыми только тогда, когда окружающие нас люди дарят нам столь недостающее тепло и свет. Мы счастливы только тогда, когда сами дарим тепло и свет. В противном случае мы живем с постоянным ощущением, что что-то не так, что до весны еще сотня световых лет, а лето кончается, не успев начаться. В Греции легко быть счастливым беспричинно только потому, что светит солнце, и даже тогда, когда его нет, а на море шторм.
Даже тогда, когда накатывается огромная волна и смывает твои штаны и мокасины в море, ты физически ощущаешь — жизнь прекрасна!
Друзья, ну давайте возьмем Грецию в РФ, мы же вовсе не боимся этих лысых из НАТО…