В 1398 году преподобный Савва, один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе князя Юрия Звенигородского, сына святого благоверного князя Димитрия Донского и святой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), основал в двух верстах от Звенигорода монастырь. По преданию, в поисках места для новой обители, святой поднялся на гору, называемую Сторожи, возвышающуюся над слиянием Москвы-реки и ее левого притока Сторожки, и был поражен красотой этого места. Вскоре здесь были построены небольшая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малая келья для самого игумена. В монастыре был введен строгий общежительный устав, подобный принятому в Троицкой обители. Слава о святой жизни старца привлекла к нему в обитель множество учеников и последователей.
В 1406 году на пожертвования князя Юрия на месте деревянного храма был выстроен новый каменный собор с тем же посвящением. Расписывать собор были приглашены два гениальных русских иконописца Андрей Рублев и Даниил Черный. До наших дней сохранились три замечательных образа из древнего иконостаса этого собора: иконы Спасителя, Архангела Михаила и святого апостола Павла (ныне находятся в Третьяковской галерее). В первой половине XVI века преподобный Савва был уже широко прославлен своими чудо-творениями. Поклониться ему, в монастырь приезжал царь Иван Грозный с семьей. В XVI веке обитель пришла в некоторое запустение. В Смутное время Звенигород и монастырь грабили войска поляков, но обитель, хранимая своим основателем, его молитвой, не погибла, не была сожжена дотла и начала возрождаться при первом царе из династии Романовых – Михаиле Феодоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали сюда на богомолье. Однако подлинный расцвет обители наступил при царе Алексее Михайловиче. Избрав монастырь своей загородной резиденцией, государь оказывал ему особую заботу и попечение: за очень короткий срок, 1650–1656 годы, он был перестроен почти заново, его площадь увеличилась вдвое, прежние обветшалые, местами совсем разрушенные деревянные стены были заменены каменными. Существует мнение, что в основу планировки Саввино-Сторожевского монастыря была положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который зодчие использовали как образец. Современники даже называли эти два монастыря «женихом и невестой». Несмотря на то, что обитель на Сторожи во многом напоминала обитель на Маковце, зодчим удалось создать свой новый архитектурный ансамбль, один из наиболее цельных и гармоничных в древнерусском зодчестве. Монастырь стал одновременно и крепостью для отражения угрозы со стороны западных соседей, и загородной царской резиденцией, и государевым богомольем. До конца XVII века обитель занимала главенствующее положение не только среди подмосковных монастырей, но и была одной из самых почитаемых в России. Саввино-Сторожевская обитель первой приобрела статус лавры, она считалась одной из самых многолюдных – в ней в разные годы было до 150–300 монахов.
Сын и преемник царя Алексея Михайловича, царь Феодор Алексеевич продолжал по примеру своего отца делать вклады в Саввин монастырь и часто посещал его. При нем монастырь назывался «комнатным» государевым и «первостатейным». Дела его были переведены в приказ Большого дворца, который имел такое же значение, как приказ Тайных дел при его отце Алексее Михайловиче. К 1774 году – времени секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, к монастырю было приписано более семнадцати тысяч крестьян. Царское внимание не оставляло монастырь вплоть до трагических лет октябрьского переворота. На протяжении многих веков, вплоть до прославления преподобного Серафима Саровского, преподобного Савву Сторожевского почитали в России как «второго» по значению великого русского святого после преподобного Сергия Радонежского. В каждом храме была икона преподобного Саввы. Русские цари приняли эту обитель под свою руку и обязательно во время своего царствования хотя бы раз посещали ее. Сразу после революции новая власть постаралась быстрее искоренить память о «царском святом».
В первой половине 1918 года у Саввино-Сторожевского монастыря конфисковали земли и все монастырское хозяйство, вскоре закрыли и сам монастырь. Незадолго до этого, в апреле 1919 года, святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были изъяты из обители и вывезены в Москву. В начале 1995 года было принято решение о возвращении Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Многое из того, чем славился монастырь в прошлом, а главное, чудотворные мощи, казалось, были утрачены навсегда. Но чудесным образом они сохранились неповрежденными и в августе 1998 года (в дни, когда праздновалось 600-летие основания монастыря) были торжественно возвращены в обитель.
Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь вернул себе прежнюю красоту и величие, но самое главное, что делает любой монастырь домом Божиим, здесь возродилось монастырское братство, восстановилась монашеская жизнь, идут службы, совершается молитва. Небесный покров и заступничество великого Звенигородского Чудотворца по-прежнему пребывают в основанном им монастыре и со всеми нами.
Понравилась статья - поддержи канал лайком и оставь комментарий!
Хочешь узнать ещё про Православные Храмы нашей Родины — подпишись на канал!