Продолжение 1 Главы 10 книги "Империя Разума. Начала новой экономики".
Две фазы жизненного пути каждого человека
Жизненным путём человека называем цепь экономических форм его реализации в обществе, в которые он облачается по ходу своей жизни, включая такие его формы, как школьник, студент, сотрудник или хозяин предприятия, пенсионер и т.п.
Богатства всех обществ возникают и развиваются как совокупный результат производства и реализации людей как уникальных проектов.
Рост богатств новых поколений в сравнении со старыми говорит о том, что люди - как проекты - эффективны: отдача от них выше, чем затраты на них.
Жизненный путь каждого человека, как проекта, объективно делится на две фазы:
1) фаза вложений общества в человека - от его рождения до зрелости;
2) фаза реализации человека в обществе - получения от человека духовной, творческой и трудовой отдачи окружающими людьми и обществом в целом.
На первой фазе общество, представленное в первую очередь родителями, вкладывается в человека.
Объективная цель этой фазы - создать его таким, чтобы в зрелости (в фазе реализации себя в обществе) он стал духовной силой и обеспечивал снятие душевных или материальных проблем не только собственного жизнеустройства, но и своих детей и родителей, а также других людей и общества в целом. Если эта цель массово не реализуется, то общество, по мере смены поколений, приходит в упадок и гибнет.
Вторая фаза жизни каждого человека как проекта наступает с его вступлением в ответственное властвование над собою и обществом.
Общество должно быть устроено так, чтобы власть каждого человека гармонировала с властью других людей и была направлена на пользу всем людям и обществу в целом.
10.2. Требования к фазе вложений в человека. Наука власти
Находясь на первой фазе себя как проекта, человек не может быть полностью властен над своею судьбой. Существенная часть вопросов его жизнеустройства решается не им, а за него, - родителями и обществом.
Прямую власть и ответственность за него, за его социализацию и взросление несут родители и общественные учреждения и предприятия сфер воспитания, образования, здравоохранения и охраны правопорядка.
Так, советский строй, создав условия и институты защиты материнства и детства, воспитания, образования и охраны правопорядка, опекал каждого человека с раннего детства до зрелости. Были отработаны и реализованы механизмы социализации людей по мере их взросления: дошкольное воспитание и подготовка детей, ритуалы поступления в школу и обучения в ней, ритуалы октябрят, пионеров и комсомольцев... Эти организации воспитывали в детях верность Родине, укрепляли в них дух взаимопомощи и сотрудничества в реализации общих дел.
Школам придавались воспитательные функции, формировавшие идеалы творческого служения людям и обществу. Культивировались честность, добро, взаимопомощь и справедливость. По общему замыслу, эстафету школ принимали вузы, техникумы и профессионально-технические училища и предприятия всех отраслей, с комитетами комсомола и партии в них.
Существовал «Моральный кодекс строителя коммунизма», который нацеливал каждого на добродетельное участие в общественных делах.
Главным недостатком этой системы было отсутствие подготовки людей к власти над производственными отношениями. Окончив школу и вуз, люди сталкивались с реальностью, разрушавшей иллюзии этого воспитания.
Отсутствовало то необходимое, что могло сделать людей строителями коммунизма, - наука и институт их властвования над собою и обществом.
Наука власти всегда была уделом господствующего класса.
Коммунизм вызвался сделать хозяевами - властителями - всех членов общества. А этому надо готовить с детства – как готовят наследников трона в королевствах и царствах. Иначе социализация молодёжных амбиций идёт самотёком, и люди попадают в плен чуждых экономических форм, что чревато утратой контроля над главным звеном строительства коммунизма - формированием нового человека.
Были, впрочем, и уникальные социальные эксперименты по воспитанию людей надлежащей властности. Например, коммуна Макаренко. Она прославилась, кстати, реально коммунистическим способом производства: организовала производство лучших в мире по качеству фотоаппаратов ФЭД.
Но, исключая прецеденты типа коммуны Макаренко, система была неполна в главном: она боялась воспитывать властность в людях. И этот пробел исподволь возмещала улица, а также криминальный мир, загнанный в подполье.
Этот пробел был одним из следствий концепции диктатуры пролетариата, полагавшей, будто несколько поколений надлежащей диктатуры воспитают людей на требуемый лад. Увы, этот лад был вовсе не коммунистическим, ибо из него исключено главное зерно – властность каждого отдельного человека.
Советская система пыталась отсекать пагубные варианты экономических форм, пленяющих молодёжь. Боролась с влиянием улицы на подростков. Кроме школ и общественных организаций, действовали и детские комнаты милиции, и колонии для малолетних преступников.
Но так называемые трудные подростки, вдохновляясь актами хулиганства, так или иначе, обретали вкус неправедной власти. Дерзкие поступки, от отъёма мелочи у сверстников до разбоев и серьёзных краж, увлекали безнаказанностью неправедной власти, и это вываливало их в логически параллельные криминальные миры. Общество теряло в их лице законопослушных членов.
Советская власть не жаловала претендентов на власть. Вела себя как монополия, не делящая всю власть с гражданами. Затаив искусство власти, она не вооружила всех людей властной логикой коммунизма.
Не развивая власти народа, она была обречена стать властью партийно-хозяйственного аппарата, который в итоге предал весь советский народ, превратив себя в ядро нового колонизаторского класса России, служащего лишь себе и мировому капиталу.
Итак, советские люди не готовились к коммунизму и воспитывались, как в теплице, т.е. ограждёнными от проблем обретения и использования власти.
Это жестоко наказало их в 90-е годы. Советский строй вдруг рухнул, словно карточный дом. В вакуум власти ринулись беспредел и криминал.
А у народа к этому времени атрофировалась способность властвовать и защищаться.
В экономику вторглась логика диких стай. Вместо всеобщего царства разума - как царства множества равноправных львов - установилось царство волчьих стай со смертельными схватками за лидерство, с низведением других людей до положения прислуги либо в нищету.
Лишённая истинно народного хозяина, экономика стала ареной формирования дикорастущей властной структуры. Вместо обещанного Перестройкой раскрепощения труда пришла деградация производства.
Неготовность бывших советских людей к совместному властвованию привела к вспышке насилия на всех уровнях – от битв за зоны влияния на улицах до рейдерских захватов предприятий и отраслей. Тысячи и тысячи молодых и зрелых людей погибли в бессмысленных разборках: в их лице Россия безвозвратно потеряла множество активных сил нации.
Еще более страшной стала потеря миллионов наивных молодых людей, пленённых наркоманией – бичом, выкашивающим души, лишённые властного духа и потому легко отдающиеся миру иллюзорных удовольствий вместо решения задач властного овладения миром.
Ключ к победе над наркоманией, курением, алкоголизмом и прочими пагубными явлениями, к восстановлению сил нации – воспитание ответственного властного духа в каждом человеке.
Искусству обретения этого духа посвящено немало книг. Замечательна книга Владимира Леви «Искусство быть собой», изданная в СССР.
Наша книга посвящена не этому искусству, а решению более фундаментальной задачи: созданию общих условий, обеспечивающих властвование каждому человеку в обществе.
Наша цель - создание такой системы, при которой каждый человек вооружается реальной властью, когда естественно и нормально каждому быть властителем. Эта система сделает актуальным массовое обучение всех людей искусству власти.
Ныне этому важному искусству никто человека не учит. Кроме жестокой реальности. Увы!
Каждый человек коммунистического общества должен быть всесторонне обучен искусству власти.
Это задача ответственных профессионалов. Надо дать школе широкие воспитательные функции. Обязательным предметом школьной программы должна быть наука власти - как дисциплина воспитания, самовоспитания и реализации идеалов гармонически развитой личности.
Продолжение: Человек как уникальный национальный инвестиционный проект. Требования к науке и организации власти.
Все публикации канала Русский Глобальный Проект указаны здесь: Литература для изучения идей Русского Глобального Проекта
Читаем, обсуждаем и поддерживаем канал "лайками" и подписками!