Интерес к изучению архитектуры и археологии возник у Аршама в детстве. Мальчику было всего 12, когда мощный ураган разрушил его дом. Дэниел уцелел, но безжалостная природная стихия заставила его задуматься о хрупкости жизни, о том, что все предметы и организмы неизбежно прекращают существование.
Эстетика Аршама вращается вокруг его концепции вымышленной археологии. В своем творчестве художник создает пространства или ситуации, которые он называет «будущими реликвиями настоящего». Это будто размытые слепки современных артефактов и человеческих фигур, сделанных из песка, селенита или вулканического пепла. Созданные из геологического материала, они выглядят так, словно были погребены под землей целую вечность и их только что обнаружили.
Одной из особенностей этого оригинального художника является его дальтонизм. Аршам видит только 20 процентов цвета в отличие от обычного человека. Этим объясняется тот факт, что его искусство почти всегда ограничено в цвете – в своих работах он предпочитает белые и серые тона. Аршам пытался корректировать зрение с помощью оптических линз, преломляющих свет и позволяющих дальтоникам различать цвета. Результатом этих экспериментов стала его попытка в 2016 году использовать кальцит – ярко-синее вещество - на персональной выставке Circa 2345 в Galerie Perrotin в Нью-Йорке. Тем не менее, экспозиция стала отражением жизни художника без цвета, поскольку в работах использовались только синие и фиолетовые оттенки. Но именно монохромная палитра, которую использует Аршам, делает его таким популярным у публики, включая множество знаменитостей. Его работы пронизаны духом бестелесного футуризма, и эта эстетика находит горячий отклик у поклонников роскошной уличной одежды.
Аршам - сооснователь и партнер архитектурного бюро Snarkitecture, где он создает объекты и инсталляции, оформляет магазины и снимает фильмы о своем видении будущего. Название бюро отсылает нас к Льюису Кэрроллу и его поэме «Охота на Снарка» - «невозможному путешествию невероятной команды в поисках невообразимого существа».
Несмотря на то, что для своих произведений Аршам предпочитает самые простые материалы – например, гипс и бетон, - ему нравится показывать привычные обыденные предметы интерьера с неожиданного ракурса и в непривычном ключе. Он любит работать с «измененной реальностью»: «Мои работы, особенно когда они взаимодействуют с архитектурой, заключаются не в побеге от реальности, а в преобразовании повседневности».
Эту идею художник воплотил, в частности, в длительном арт-проекте Future Relics («Реликвии будущего»), состоявшем из обычных вещей, сделанных из белого гипса - от телефонов и магнитофонов до автомобилей, - и выглядевших так, словно они подверглись воздействию временем и были откопаны археологами. Аршам обозначил эту концепцию как «ложная археология» и даже выпустил трейлер будущего фильма, который, по его замыслу, выйдет на экраны через 70 лет, летом 2089 года, когда его объекты действительно могут стать реликвиями. Художник Марк Куинн так отозвался о работах Аршама: «Он смотрит на нашу культуру через телескоп сквозь миллионы лет… Он одаривает нас жуткими ощущениями того, что другие смогут увидеть через столетия».
Первый опыт оформления пространства Аршам получил в театре. В 2006 году он создал сет-дизайн балета EyeSpace, режиссером-постановщиком которого был знаменитый хореограф Мерс Каннингем. Именно тогда Аршам впервые заинтересовался дизайном одежды - при работе над постановкой он отвечал не только за сценические инсталляции и световое оформление спектакля, но и за артистические костюмы.
После знакомства с дизайнером Эди Слиманом, который в то время работал в Dior, Дэниел получил приглашение спроектировать бутик Dior Homme в Лос-Анджелесе. Слиман предоставил художнику полную свободу творчества, попросив лишь сохранить в примерочных традиционные зеркала и скамейки. Как позже признался Аршам, в этой кажущейся простоте и заключалась главная сложность. Он даже призвал на помощь своего друга, архитектора Алекса Мустонена. Именно тогда и началась история бюро Snarkitecture, которое сотрудничает в основном с бутиками – например, Kith, Calvin Klein, Louis Vuitton, COS. Это совместная и экспериментальная практика, создающая произведения на стыке искусства и архитектуры.
В следующий раз возможность сотрудничества с легендарным домом моды возникла, когда арт-директор мужских коллекций Dior Ким Джонс пригласил Дэниела Аршама оформить мужской показ сезона «весна-лето 2020». Так появилась на свет лимитированная серия предметов искусства, созданных американским художником по мотивам его знаменитого цикла Future Relics. Результатом этого беспрецедентного сотрудничества стали эксклюзивные творения Аршама, которые прославляют и одновременно переосмысливают уникальное наследие Dior.
При подготовке к дефиле Аршам украсил подиум огромными монолитными скульптурами в виде слова «DIOR». Пронумерованная серия предметов в духе знаменитых работ художника стала данью любви основателя Дома к искусству. Ведь Кристиан Диор был страстным коллекционером и начинал свой путь как управляющий картинной галереей. Дэниел Аршам и Ким Джонс переносят личные вещи великого кутюрье в воображаемое будущее, превращая их в драгоценные реликвии. Так предметы, траченные временем и украшенные кристаллами кварца, из осколков вечности превращаются в произведения современного искусства.
По мнению Джонса, творчество Аршама перекликается с наследием Кристиана Диора, несмотря на разницу в характерах работ. «Из потрясающих архивов Dior мы выбирали вещи, которые как-то выделялись для каждого из нас», - вспоминает Аршам о работе с Джонсом. Результатом этого сотрудничества стало не только оформление подиума, но и творческий вклад художника в весенне-летнюю коллекцию. В нее вошли искусственно состаренные сумки и бейсболки, кроссовки с потрескавшимися логотипами, полупрозрачная пластиковая обувь, оригинальные украшения с кристаллами.
Каждое изделие этой лимитированной серии, созданной в коллаборации Дэниела Аршама и Dior, изготовлено вручную в мастерской художника. И каждое - со своим секретом. Например, подвеска в виде книги — автобиографии Кристиана Диора «Je suis couturier» («Я – кутюрье») 1951 года с «коррозийным» покрытием и кристаллами, раскладывается, как гармошка, и превращается в сегментированный браслет. Или миниатюрная копия букв «D.I.O.R», представленных на показе мужской коллекции весна-лето 2020. Для хранения этих неофутуристических предметов были созданы специальные коробки в виде старомодных деревянных ящиков. В набор также входят песочные часы в цветах декораций модного показа и пара белоснежных перчаток. Эти предметы служат изысканной метафорой, которая размывает пространственно-временные границы и приглашает в незабываемое путешествие. К каждому набору прилагается сертификат, подтверждающий подлинность произведения искусства.
Творчество Аршама часто сравнивают с работами знаменитого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Аршам и не отрицает, что великий испанец оказал на него влияние. Комментируя свою инсталляцию для Dior в виде больших часов с кристаллами в разломах, он сказал:
Я удивился, узнав, что Кристиан Диор был галеристом до того, как начал работать в моде. Он одним из первых выставлял работы Дали со «стекающими» часами. Я понял, в том числе благодаря сотрудничеству с Dior, что искусство не должно оставаться только в музейном пространстве. С помощью такой коллоборации, представляя ее новой аудитории из модной публики и любителей искусства, можно рассказать о своих идеях гораздо большему количеству людей.
Наш проект NDA запускает серию статей NEW DOMINANT IN ARCHiTECTURE, подборку визуальных референсов и аналитический разбор предметов интерьера и гардероба, представленные во всем мире и созданные архитекторами, дизайнерами и модельерами, которых объединяет любовь к архитектурной эстетике, урбанистической стилистике и особое отношение к форме объекта, которая следует за функцией. Хотя не будем лукавить – яркие, порой безумные идеи в архитектуре и дизайне предметов интерьера и гардероба мы тоже будем показывать вам и обсуждать.
https://www.instagram.com/nda_home_studio/
Источники:
https://www.instagram.com/snarkitecture/
https://www.instagram.com/danielarsham/