Найти в Дзене
Фантастика сегодня

Лилли Вачовски: «Матрица» - это о транссексуалах

Всё, что мы думали раньше об этом фильме - не верно!
"Матрица", кадр из фильма
"Матрица", кадр из фильма

В интервью Нетфликс Лилли Вачовски, в прошлом один из братьев Вачовски и соавтор сценария и сорежиссер «Матрицы» заявила, что счастлива по поводу появления фанатских теорий, раскрывающих смысл фильма как историю о транссексуалах. Сказать об этом напрямую в период подготовки фильма и его съемок было невозможно, потому, что корпоративная Америка тогда была к этому не готова.

Лилли так же сказала, что идея смены пола присутствовала в глубине сознания братьев еще в момент написания первоначальных вариантов сценария и, видимо, это отразилось на истории, повествующей о том, как человек получает возможность пережить опыт вне того тела, с которым родился.

"Матрица", кадр из фильма
"Матрица", кадр из фильма

Надо заметить, что подобные фанатские теории именно так рассматривающие историю Нео/Томаса Андерсона существовали с самого момента выхода первой ленты на экраны, что понятно: каждый хотел увидеть в популярном произведении то, что наиболее близко ему. Но, конечно, подобные рассуждения не были мейнстримом — считалось, что все-таки в ядре истории, рассказанной братьями Вачовски лежит некая религиозная или философская идея, позаимствованная, скорее всего у буддизма. Те же, кто говорили о том, что «Матрица» - это про трансгендеров считались маргиналами и фриками. Конечно, в ленте довольно много всякой атрибутики, связанной с БДСМ, фетишизмом и другими субкультурами, замешанными на перверсивной сексуальности, но это рассматривалось как попытка обрести оригинальную образность. По словам Лилли Вачовски оказалось, что дела обстояли ровно наоборот.

"Матрица", кадр из фильма
"Матрица", кадр из фильма

Так же в своем интервью Лилли Вачовски отметила, что самым ярким транс-персонажем ленты они пытались сделать Свитч: по замыслу Свитч в реальном мире была мужчиной, в Матрице — женщиной. Собственно этим свойством — «переключаться» между полами в момент перехода из реальности в виртуальность и объяснялось её/его прозвище: Свитч (Switch) с английского можно перевести как «переключатель». Но в конечном итоге в ходе работы над фильмом это решение были изменено и авторы просто ограничились тем, что на роль Свитч была приглашена Белинда Маклори, черты лица которой были несколько андрогинными — её с равным успехом можно было принять и за мужчину и за женщину.

"Матрица", кадр из фильма
"Матрица", кадр из фильма

Насколько это признание Лилли Вачовски меняет наше с вами отношение к фильму? Да нисколько. Во-первых, для нос с вами важнее не то, какие личные проблемы обдумывали авторы во время работы, а то, что мы с вами находим в рассказанной ими истории. Во-вторых, не надо забывать, что сейчас идет подготовка четвертой части киноэпопеи, так что будет делаться много «сенсационных» заявлений, подогревающих интерес публики к саге, уже многократно обсужденной в десятках книг, тысячах статей и миллионах, должно быть, интернет-публикаций. А для того, чтобы хайпануть перед релизом фильма — все средства хороши, в том числе и эксплуатация маргинальных фанатских теорий двадцатилетней давности, уж тем более, если они попадают в актуальный либеральный тренд.

"Матрица", кадр из фильма
"Матрица", кадр из фильма

Другое дело, как это желание — собрать аудиторию повлияет на качество фильма? Трудно сказать. После первой части «Матрицы», которая стала действительно великим фантастическим кино Вачовски сняли два продолжения — одно хуже другого, псевдоинтеллектуальный «Облачный атлас», переложение комикса «V значит Вендетта» и совершенно чудовищное «Восхождение Юпитер». Смогут ли они вернуться в свою лучшую форму и показать нам что-то достойное первой части «Матрицы»? Чтобы ответить на этот вопрос надо только немного подождать. Но вообще-то история кинематографа знает очень немного подобных примеров.

Не забудьте подписаться на наш канал. И обязательно загляните в наше сообщество в ВК, там тоже много интересного.