В интервью Нетфликс Лилли Вачовски, в прошлом один из братьев Вачовски и соавтор сценария и сорежиссер «Матрицы» заявила, что счастлива по поводу появления фанатских теорий, раскрывающих смысл фильма как историю о транссексуалах. Сказать об этом напрямую в период подготовки фильма и его съемок было невозможно, потому, что корпоративная Америка тогда была к этому не готова.
Лилли так же сказала, что идея смены пола присутствовала в глубине сознания братьев еще в момент написания первоначальных вариантов сценария и, видимо, это отразилось на истории, повествующей о том, как человек получает возможность пережить опыт вне того тела, с которым родился.
Надо заметить, что подобные фанатские теории именно так рассматривающие историю Нео/Томаса Андерсона существовали с самого момента выхода первой ленты на экраны, что понятно: каждый хотел увидеть в популярном произведении то, что наиболее близко ему. Но, конечно, подобные рассуждения не были мейнстримом — считалось, что все-таки в ядре истории, рассказанной братьями Вачовски лежит некая религиозная или философская идея, позаимствованная, скорее всего у буддизма. Те же, кто говорили о том, что «Матрица» - это про трансгендеров считались маргиналами и фриками. Конечно, в ленте довольно много всякой атрибутики, связанной с БДСМ, фетишизмом и другими субкультурами, замешанными на перверсивной сексуальности, но это рассматривалось как попытка обрести оригинальную образность. По словам Лилли Вачовски оказалось, что дела обстояли ровно наоборот.
Так же в своем интервью Лилли Вачовски отметила, что самым ярким транс-персонажем ленты они пытались сделать Свитч: по замыслу Свитч в реальном мире была мужчиной, в Матрице — женщиной. Собственно этим свойством — «переключаться» между полами в момент перехода из реальности в виртуальность и объяснялось её/его прозвище: Свитч (Switch) с английского можно перевести как «переключатель». Но в конечном итоге в ходе работы над фильмом это решение были изменено и авторы просто ограничились тем, что на роль Свитч была приглашена Белинда Маклори, черты лица которой были несколько андрогинными — её с равным успехом можно было принять и за мужчину и за женщину.
Насколько это признание Лилли Вачовски меняет наше с вами отношение к фильму? Да нисколько. Во-первых, для нос с вами важнее не то, какие личные проблемы обдумывали авторы во время работы, а то, что мы с вами находим в рассказанной ими истории. Во-вторых, не надо забывать, что сейчас идет подготовка четвертой части киноэпопеи, так что будет делаться много «сенсационных» заявлений, подогревающих интерес публики к саге, уже многократно обсужденной в десятках книг, тысячах статей и миллионах, должно быть, интернет-публикаций. А для того, чтобы хайпануть перед релизом фильма — все средства хороши, в том числе и эксплуатация маргинальных фанатских теорий двадцатилетней давности, уж тем более, если они попадают в актуальный либеральный тренд.
Другое дело, как это желание — собрать аудиторию повлияет на качество фильма? Трудно сказать. После первой части «Матрицы», которая стала действительно великим фантастическим кино Вачовски сняли два продолжения — одно хуже другого, псевдоинтеллектуальный «Облачный атлас», переложение комикса «V значит Вендетта» и совершенно чудовищное «Восхождение Юпитер». Смогут ли они вернуться в свою лучшую форму и показать нам что-то достойное первой части «Матрицы»? Чтобы ответить на этот вопрос надо только немного подождать. Но вообще-то история кинематографа знает очень немного подобных примеров.
Не забудьте подписаться на наш канал. И обязательно загляните в наше сообщество в ВК, там тоже много интересного.