Найти тему
Vitaly Koissin

Перезахоронение павших в 1941 году

В недавней заметке о поездке по местам контрудара под Сольцами я упомянул воинское захоронение в деревне Строкино, на границе Псковской и Новгородской областей. Там, по официальным документам Солецкого района, была «Братская могила советских воинов 1941-44 гг».

По неофициальной информации, после войны, годах в 1946-47, её куда-то перенесли, а на месте остался только холмик и памятный знак. По другой неофициальной информации, останки перенесли частично («только головы»), чисто для отчёта перед начальством. Это я слышал лет 10 назад и, как увидим ниже, на самом деле всё оказалось не так.

Уже давно я упоминал это захоронение как «неясное» и нуждающееся в эксгумации: чтобы всё-таки выяснить, сколько человек там похоронено.

И вот 28 июля появилась заметка Главы района – Александра Яковлевича Котова – о том, что такая эксгумация наконец-то проведена! Сделано это было по просьбе депутатов Горского сельского поселения. Дело ещё и в том, что деревня Строкино стала нежилой, добраться туда можно не на всякой машине, так что благоустройством захоронения заниматься уже трудно. Эксгумацию проводили бойцы солецкого поискового отряда «Память».

По рассказам местных жителей, захоронение возникло в июле 1941 года: их предки снесли убитых красноармейцев к большой воронке, а после войны поставили обелиск. Кстати, после эксгумации его установили на прежнее место (фото со странички А.Я. Котова ВКонтакте) :

Бойцы отряда "Память" на месте эксгумации захоронения в Строкино
Бойцы отряда "Память" на месте эксгумации захоронения в Строкино
Необходимое место раскопок вышло за пределы оградки
Необходимое место раскопок вышло за пределы оградки

Были подняты останки 10 человек. Как видно, после войны никто это захоронение не трогал, скелеты полные:

Эксгумированные останки
Эксгумированные останки

Были найдены и некоторые личные вещи, частью непонятного для меня назначения. Козырьки от фуражек, карандаш, зеркальце, пуговицы, а что такое остальное?..

Личные вещи погибших
Личные вещи погибших

Кстати, когда-то порховские поисковики рядом, на другом берегу Шелони, почти у каждого бойца 5-го МЦП находили в карманах (точнее, на уровне пояса) револьверные патроны россыпью и ампулы с эфиром. Ампулы эти, думаю, были для дегазации (обтирания кожи от иприта, например). Как раз за несколько дней до этого наши (в том числе, думаю, и 5-й МЦП) под Строкино захватили немецкую инструкцию к Nebelwerfer. А в нём могли использоваться химические боеприпасы. Возможно, по этому поводу наша хим. служба объявила большой шухер и раздала эти ампулы...

Петлицы младшего лейтенанта. Эмблема, кажется, артиллерийская:

Остатки обмундирования со знаками различия
Остатки обмундирования со знаками различия

Ткань похожа на «полушерстянку» из довоенных запасов эстонской армии; для экономии эту форму выдали в том числе 5-му мотоциклетному полку. Слышал историю, возможно, просто байку, что 16-го июля 1941 года наша «латышская» 183-я СД приняла наш же «эстонский» 5-й МЦП за немцев и обстреляла якобы именно потому, что мотоциклисты были одеты «не в нашу» форму и немецкие каски (тоже с эстонских кладов).

15 августа найденные останки были торжественно перезахоронены в деревне Дорогостицы, рядом с уже существующим монументом в память о погибших земляках (фото со странички «Солецкой газеты» ВКонтакте):

Перед перезахоронением
Перед перезахоронением

Ещё раз личные вещи погибших, в более очищенном состоянии. Петлиц и остатков кожаной обуви и амуниции как-то мало для такого количества погибших. Возможно, в 1941-м перед захоронением местные раздели большинство тел до исподнего.

Личные вещи погибших
Личные вещи погибших

Бойцы солецкого поискового отряда «Память» и местные жители:

Отпевание и возложение цветов:

На новом захоронении установлена табличка с именами. Текст, правда, немного неудачно сделан: в «шапке» речь о 5-м мотоциклетном полке, а в списке есть и приданный 636-й артполк (противотанковой обороны), и соседняя 183-я стрелковая дивизия:

Насчёт мл. политрука Маленок Семена Петровича мне неясна дата гибели – 11 июля 1941 года. В большинстве списков потерь вижу дату 5 июля. Это больше похоже на правду, поскольку именно в это время 163-я стрелковая дивизия с тяжёлыми потерями отходила от Резекне к Острову.

В одном из списков действительно стоит 11 июля и район деревни Строкино. Но! Наземные бои в Солецком районе начались только 12-13 июля 1941 года. Конечно, мл. политрук Маленок мог погибнуть и от бомбардировки, и от какого-то несчастного случая. К тому же до этого отдельные подразделения и отряды 163-й дивизии нередко передавались в прямое подчинении корпусу и армии и воевали отдельно от дивизии.

Более общая проблема этого списка состоит в том, что он предположительный. Насколько понимаю, «медальоны» и подписанные вещи во время эксгумации найдены не были. Прежнее захоронение было безымянным. То есть фамилии, скорее всего, были просто взяты из известных списков потерь. Лейтенанты Петров, Новиков, Большаков и Сланов – думаю, из вот этого списка потерь командного состава 5-го МЦП:

Между тем, бои в районе Строкино шли и в следующие дни, и погибших тут было явно больше. Так что было бы более правильно написать на табличке, что список именно предположительный. А то получается продолжение старой советской практики, когда при выполнении плана «никто не забыт» военкоматы «раскидывали» потери по более-менее подходящим местам. А теперь, как говорится, «что написано пером, то не вырубить топором», и нередки чисто формальные, бывает даже двойные захоронения...

В заключение: в своей заметке Глава района отметил, что в августе солецкие поисковики планируют провести в Строкино вахту. Может быть, ещё кого-то найдут...

UPD: Репортаж ГТРК СЛАВИЯ.

+ + +

Понравилась статья? – Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) О военной истории я пишу часто, так что Вы увидете и другие интересные публикации...