Мы уже затрагивали вопрос о пересечении интересов музея и религии и их тесное соприкосновение в культурной жизни человека. Нельзя сказать, что это социальный конфликт. Нет, но это открытый и нерешенный вопрос. Икона - это элемент культуры или духовность?
Сегодня мы поговорим о иконах и их хранении в музеях. Как относиться правильно к такому искусству? Откуда оно взялось в музеях, какая у таких "картин" энергетика, правильно ли то, что когда-то их отобрали у верующих?
Что такое икона
Икона - это портрет. Т.е. изображение человека (группы людей) чаще на деревянной основе, но только не при жизни, а после смерти.
Кроме того, это изображение (а икона с греч. - это "образ"), почитается у христиан почти как живое. Ему молятся, через образ совершаются чудеса.
Иконы - это предмет религиозного культа только у христиан. Их нет у евреев, мусульман, буддистов. Икон нет и у католиков. У них есть статуи и картины с изображениями Христа и Мадонны. Иконы - это изобретение восточной христианской церкви, т.е. православных.
Приходя в музей, глядя на иконы нам говорят, что перед нами искусство древней Руси или Византии, значит иконы появились тут раньше всего.
В музеи иконы попали после революции. Большевики "очищали" от них церкви, монастыри, семьи. Поэтому к каждой иконе в музее есть своя живая история и энергетика.
История икон
Откуда пошла мода на иконы. Понятно, что иконы на Руси появились из Византии. Сначала их завозили, потом завозили византийских и греческих мастеров, а с 13 века на Руси научились писать иконы сами.
Но откуда иконы появились в Византии? При чем дважды руководство церкви на Вселенских соборах пыталось отказаться от них и причисляло поклонение иконам к идолопоклонству.
Священное писание христиан повествует, что первую икону сделал сам Иисус Христос. Он дал Свой видимый образ придворному художнику ассирийского царя, после того, как художник не смог сам запечатлеть портрет Христа по причине, яркого света исходившего от лика Спасителя.
Тогда Иисус Христос прислонил к лицу ткань, на которой отпечатался чудным образом его лик и передал живописцу, чтобы тот отвез своему царю для избавления от проказы.
Этот кусочек ткани верующие назвали "Спас Нерукотворный. Точное местонахождение его сегодня не известно. Считается, что в его пропажи замешаны рыцари крестоносцы.
У католиков, на этот счет, есть своя легенда и свой "Нерукотворный Спас".
Во время шествия Иисуса Христа на казнь, некая девица Вероника из жалости подала Спасителю платок, которым Он вытер пот и кровь с лица, а его образ запечатлелся навсегда на ткани. Так появилась еще одна святыня "Плат Св. Вероники" и находится она в Риме в Соборе Св. Петра.
Есть еще одна версия появления икон
Это заимствование у древних культур (чаще языческих). Например Павел Флоренский (богослов), считал что иконы писались по типу египетских масок на саркофагах фараонов и царей. Их переняли первые христиане копты. Это сходство видно по таким элементам как большого размера глаза и уши у святых, маленький и большая голова по отношению к телу.
Так что же из себя представляет икона больше духовную составляющую или материальную! Где им место в музее или в храмах и в домах верующих?
В каких музеях можно посмотреть иконы
1. Государственная Третьяковская Галерея. Собрание икон из частных коллекций и свезенных сюда после революции.
2. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Спасо-Андроников монастырь). Музей в стенах монастыря.
3. Государственный Исторический Музей.
4. Храм Христа Спасителя (Кафедральный соборный храм Рождества Христова). Патриархи для своего собора смогли собрать внушительную коллекцию искусства.
5. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ). Здесь можно посмотреть византийские иконы.