Говорят, успех на 10% состоит из таланта и на 90% из усердия. Но что делать, если ребенок не доводит ни одно дело до конца и сдается при первых же сложностях? Настойчивость и умение двигаться к цели через «не хочу»- это качества зрелой личности. Из появление невозможно форсировать, но создать благоприятные условия для формирования можно и даже нужно. Способность доводить дело конца стоит на пяти столпах: внимании, мотивации, дисциплине, контроле эмоций и навыках планирования. Убери любой из них, и шансы довести начатое дело до логического конца резко упадут. Поэтому если у вашего ребенка (или у вас самих) есть сложности с завершением дел, проверьте прочность каждой «опоры».
Концентрируем внимание.
Человек, чье внимание рассеяно между миллионом маленьких и больших дел, похож на птицу, которая пытается лететь во всех направлениях одновременно. Маленький ресурс внимания у маленьких детей обусловлен физиологическими особенностями работы мозга, но также проблемы с вниманием могут быть признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности или несформированной привычки концентрироваться на задаче. Первым делом исключить физиологический аспект, а затем очистить рабочее пространство от пожирателей внимания: лишних вещей, включенного телефона, работающего телевизора или радио.
Ищем правильную мотивацию.
«Учить английский нужно потому, что это основной язык делового общения в мире»- так себе мотивация. «Если ты будешь уверенно владеть языком, можешь поехать в летний английский лагерь, куда собираются твои друзья»- куда лучше! Внешняя мотивация неэффективна! Помогите ребенку увидеть СВОЙ интерес в деле, и тогда вам не придется быть надсмотрщиком.
Дисциплина.
Одно из самых емких определений дисциплины гласит, что это умение делать то, что не очень хочется ради того, что хочется очень сильно. Добавлю, что дисциплина- это прежде всего привычка, и чтобы ее сформировать, нужно просто повторять правильные действия снова и снова. Для детей, чей волевой ресурс только формируется, источником дисциплины выступают родители, поэтому не ленимся и становимся организующим началом для своего ребенка!
Контроль эмоций.
Эмоции могут быть мощной движущей силой на пути к цели, а могут стать неодолимой преградой. Если ребенок бурно реагирует на сложности-злится, расстраивается, обижается или впадает в уныние,- значит работать нужно с эмоциональным фоном. В этом помогут техники по экологичному выражению чувств и упражнение на сдерживание импульсивных реакций.
Искусство планирования.
Взрослые часто недооценивают, насколько детям сложно подступиться к задаче, если та состоит из нескольких этапов. С точки зрения родителя сделать математику- это минут 15 в неспешном темпе. С точки зрения ребенка- это найти дневник, понять что задали, отыскать задачу, написать дату в тетрадь, решить на черновике и переписать начисто. Если ребенок «тонет» в сложных действиях, научите его разбивать большую задачу на маленькие шаги и планировать их порядок. Схемы, таблички, списки этапов- любой метод хорош, если он работает.
А как бы вы охарактеризовали уровень настойчивости ваших детей?
О воспитании мальчика, самостоятельной игре и о медлительности ребенка читайте на моем канале.