… В кишлаке они были обезоружены и захвачены в плен ...
… ввязавшись в бой в кишлаке, выйти из него без 300 и 200 нам вряд ли удастся, а ведь до конца войны совсем пустяк ...
(подробности читайте ниже)
После долгого перерыва начальник разведки батальона из 201-й Кундузской дивизии снова с нами.
Рассказ пятый. Ключи ценою в жизнь
Пребывание нашего Ограниченного контингента на афганской земле завершалось. Президент Наджибулла объявил политику национального примирения, некоторые полевые командиры перешли на сторону народной власти, некоторые отказались от активных действий. Дело шло к выводу войск. Встал вопрос об освобождении пленных.
Отношение общества к пленным в целом неоднозначное. Считается, что наш воин не должен попадать в плен. Однако допускается возможность пленения в бессознательном состоянии, в результате тяжелого ранения или контузии.
Обстоятельства пленения бывают разные, и не всякий плен заслуживает осуждения. Так получилось, что мне пришлось принимать участие на заключительном этапе вывода ОКСВА в освобождении пленных в зоне ответственности 201 мсд на севере Афганистана. Я хочу рассказать об одном эпизоде.
Накануне я со своим разведвзводом по приказу командира полка готовился к съемкам блокбастера для советского телевидения под названием «Разгром каравана силами тактического воздушного десанта». Другими словами, хотели снять показуху для телезрителей в Союзе! Целыми днями мы «репетировали».
В том караване только ишаки должны были быть настоящими. Вместо душманов правдоподобно одетые манекены. Типа шел караван, мы подлетаем и поражаем «душманов» из пулемётов, затем высаживаемся с зависания 2-3 м и захватываем груз. У меня была особенная роль – после всего прочего я должен был обнаружить мины итальянского производства. В результате что-то сорвалось, телевизионщики не приехали, но взвод действия в ТакВД с высадкой из вертолетов с зависания отработал досконально.
Прошло несколько дней, мы занимались повседневной рутиной и отдыхали после несостоявшихся съемок. Вдруг поступила команда всей разведке полка по тревоге прибыть на взлетную полосу. Вскоре на взлетку подъехал начальник разведки полка, отдельно собрал офицеров и довел обстановку.
Колонна совершала марш по маршруту ХАЙРАТОН – КАБУЛ. Прапорщик и солдат-водитель на радийной машине произвольно уклонились от маршрута, оторвались от колонны и заехали в кишлак для продажи привезенной из Союза муки! В кишлаке они были обезоружены и захвачены в плен. Обнаружено отсутствие машины было только на привале. Такое разгильдяйство колонновожатых начальник разведки объяснил тем, что колонна состояла из «неафганских» подразделений, дислоцированных на Большой земле. А самое главное - на той радийной машине была штатно установлена аппаратура ЗАС.
Все, кто понимает, представляют себе последствия захвата противником «ключей» к ЗАС. Поэтому принято решение – высадить в кишлаке ТакВД и вернуть машину и пленных. Естественно, в десант назначена разведка полка. Достоверных сведений о нахождении машины и пленных не было. Более того, в связи с поздним докладом даже кишлак еще не был блокирован!
Мы стояли перед нашим начальником разведки, скрипели зубами и крыли матом этих коммерсантов и разгильдяев из колонны. Офицеры прекрасно понимали, что, ввязавшись в бой в кишлаке, выйти из него без 300 и 200 нам вряд ли удастся, а ведь до конца войны совсем пустяк.
НР немного подождал и резко прекратил наш гвалт.
- Тем, кто по скудоумию своему не понимает значения утраты ключей ЗАС, не место в разведке! Рапорта о переводе в линейные подразделения приму тут же, подпишу – после выполнения боевой задачи! А теперь – готовить подразделения.
Меня же он придержал и «обрадовал» еще больше – Будешь захватывать площадку для десантирования, недаром неделю «репетировал».
Уж не знаю, с каким лицом я подошел к своим, только замкомвзвода у меня сразу спросил: «Что, товарищ старший лейтенант, полный пиз…ец?»
Я что-то пробурчал, типа займись делом, все проверь, потом уточнил - возможно, придется днем десантироваться на душманов из зависания, прыгать на головы. Бойцы внимательно слушают, понимают, что дело нешуточное. А я сам смотрю на них, твою мать, одни дембеля, а я их в кишлак потащу десантироваться. Скольких недосчитаемся.
Тем временем замкомвзвода все проверил, доложил, да и ребята были опытные, не в первый раз в бой. Сидим на взлетке, ждем команду.
Тут кричит НР, подзывает офицеров. Вижу издалека, стоит улыбается. От сердца немного отлегло. Подходим.
- Ребята, все домой! Эти мудаки, других слов нет, забыли ключи ЗАС в Союзе! Десант отменяется. С бандой начали переговоры, балбесы-торговцы живы, обменяем! А железяка – хрен с ней! Вас всех что ли положить за нее?
Этих «торговцев» через день-два выкупили, провели перед построенным полком! Подвели к разведке. Они никому не смотрели в глаза.
Вывод может быть только один. На заключительном этапе афганской войны советским командованием предпринимались все усилия для освобождения военнослужащих, оказавшихся в плену!
Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.
Если статья вам понравилась, то:
1. Поставьте лайк.
2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.
Для этого надо нажать на значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте в самом конце статьи (внизу справа).
Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.
Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».
Все фотографии взяты из открытых источников