Найти в Дзене
Капитан A320

Скорости самолета на примере Airbus А320. Часть 2.

Продолжение. Начало тут!

В этой части мы поговорим об эксплуатационных скоростях. Кто их считает - неважно. Часть их может быть уже рассчитана и указана в плане полета, часть считает сам самолет, наиболее важные могут быть расчитаны при помощи специальной (сертифицированной) программы в планшете или определены по номограммам.

1. Критические скорости по управляемости самолета:

VA - максимальная расчетная скорость маневрирования . Это скорость на которой допустимы полные отклонения поверхностей управления (рули и элероны) в Alternate или Direct Law.

VMCG - минимальная скорость (эволютивная скорость) на разбеге, на которой самолет становится управляемым с помощью только аэродинамических поверхностей (без управления носовым колесом) после внезапного отказа двигателя, если другой двигатель на взлетном режиме.

VMCA - минимальная скорость (эволютивная скорость) на взлете, при которой самолет остается управляемым (возможен прямолинейный полет с углами крена не более 5 градусов) после внезапного отказа двигателя, если другой двигатель на взлетном режиме (механизация во взлетном положении, шасси убраны).

VMCL - минимальная скорость (эволютивная скорость) при заходе на посадку, при которой самолет остается управляемым (возможен прямолинейный полет с углами крена не более 5 градусов) после внезапного отказа двигателя, если другой двигатель на взлетном режиме (механизация в посадочном положении).

VMU – это скорость, на которой (или выше которой) самолет может безопасно оторваться от земли и продолжать взлет.

VMU (N) - со всеми работающими двигателями,

VMU (N-1) - с одним неработающим двигателем.

2. Критические скорости по углам атаки самолета:

VS - скорость сваливания, соответствующая обычному сваливанию (т.е. в момент внезапного падения подъемной силы). В этот момент перегрузка всегда меньше единицы.

VS1g - скорость сваливания при единичной перегрузке (т.е. непосредственно перед падением подъемной силы).

Для самолетов с FbW (таких как А320) установлено соотношение:

VS = 0.94 x VS1g

Va PROT - скорость на которой становится активным защита самолета по углу атаки (для NORMAL LAW).

Va MAX - скорость, соответствующая максимально возможному углу атаки (для NORMAL LAW).

VSW - скорость предупреждения о сваливании (для ALTERNATE и DIRECT LAW)

VEF - скорость, на которой предположительно происходит отказ критически важного двигателя. VEF устанавливается эксплуатантом и нужна для расчета скорости V1, при этом VEF не может быть ниже чем VMCG.

3. Скорости самолета на взлете:

VEF - скорость, на которой предположительно происходит отказ критически важного двигателя. VEF устанавливается эксплуатантом и нужна для расчета скорости V1, при этом VEF не может быть ниже чем VMCG.

VMBE - максимальная скорость, на которой кинетическая энергия ВС еще может быть погашена тормозной системой.

V1 - максимальная скорость, на которой экипаж может принять решение о прекращении взлета, будучи уверен, что сможет остановить воздушное судно в пределах ВПП. После достижения на разбеге скорости экипаж обязан продолжить взлет, эта скорость зависит от массы самолета и эффективности тормозной системы.

V1 ≤ VMBE

VR - V rotation - скорость подъема носовой стойки- скорость, на которой пилот начинает подъем носовой стойки шасси. Темп подъема носовой стойки примерно 3° в секунду.

VLOF – скорость отрыва самолета - скорость, на которой самолет оказывается в воздухе.

V2 - минимальная скорость набора высоты, которая должна быть на высоте 35 футов над поверхностью ВПП в случае отказа двигателя.

V2 ≥ 1,13 Vs1g

F-speed - минимальная скорость уборки закрылков при взлете. Также используется и при заходе на посадку. Отмечена буквой "F" на шкале скорости на PFD. F-speed равна примерно 1,22 VS ( для механизации в положении CONF 1 + F).

S-speed - минимальная скорость уборки предкрылков при взлете. Также используется и при заходе на посадку. Отмечена буквой "S" на шкале скорости на PFD. S-speed равна примерно 1,23 VS (для чистого крыла).

Green dot speed - скорость "зеленой точки" - скорость соответствующая максимальному аэродинамическому качеству самолета для чистого крыла. Отображается на шкале скорости на PFD в виде зеленой точки (удивительно!). Используется при планировании с отказавшими двигателями или для максимально эффективного набора высоты.

-2

4. Скорости самолета на посадке:

VLS - минимальная выбираемая скорость. На любых этапах полета пилотам нельзя устанавливать скорость меньше чем VLS.

VLS = 1.23 Vs1g

VAPP – скорость на конечном этапе захода на посадку - скорость воздушного судна в процессе посадки до высоты 50 футов над поверхностью ВПП.

VAPP ≥ VLS, VAPP = VLS + поправка на ветер (поправка на ветер ограничена не может быть меньше 5 узлов и больше 15 узлов).

В случае отказа в полете, аварийной обстановки или нестандартной конфигурации расчеты характеристик базируются на расчетной конфигурации и на расчетной скорости VREF.

VREF - скорость при заходе на посадку в точке на высоте 50 футов при установленной посадочной конфигурации.Для самолета А320 это «CONF FULL» (максимальный угол отклонения закрылков).

VREF= VLS (для механизации в положении CONF FULL)

В случае отказа, затрагивающего посадочные характеристики, согласно документации компании Airbus в VREF вносится поправка, учитывающая характер отказа, то есть скорость будет:

VAPP = VREF + ΔVINOP + поправка на ветер.

-3

Вот вроде и все!