Продолжение. Начало тут!
В этой части мы поговорим об эксплуатационных скоростях. Кто их считает - неважно. Часть их может быть уже рассчитана и указана в плане полета, часть считает сам самолет, наиболее важные могут быть расчитаны при помощи специальной (сертифицированной) программы в планшете или определены по номограммам.
1. Критические скорости по управляемости самолета:
VA - максимальная расчетная скорость маневрирования . Это скорость на которой допустимы полные отклонения поверхностей управления (рули и элероны) в Alternate или Direct Law.
VMCG - минимальная скорость (эволютивная скорость) на разбеге, на которой самолет становится управляемым с помощью только аэродинамических поверхностей (без управления носовым колесом) после внезапного отказа двигателя, если другой двигатель на взлетном режиме.
VMCA - минимальная скорость (эволютивная скорость) на взлете, при которой самолет остается управляемым (возможен прямолинейный полет с углами крена не более 5 градусов) после внезапного отказа двигателя, если другой двигатель на взлетном режиме (механизация во взлетном положении, шасси убраны).
VMCL - минимальная скорость (эволютивная скорость) при заходе на посадку, при которой самолет остается управляемым (возможен прямолинейный полет с углами крена не более 5 градусов) после внезапного отказа двигателя, если другой двигатель на взлетном режиме (механизация в посадочном положении).
VMU – это скорость, на которой (или выше которой) самолет может безопасно оторваться от земли и продолжать взлет.
VMU (N) - со всеми работающими двигателями,
VMU (N-1) - с одним неработающим двигателем.
2. Критические скорости по углам атаки самолета:
VS - скорость сваливания, соответствующая обычному сваливанию (т.е. в момент внезапного падения подъемной силы). В этот момент перегрузка всегда меньше единицы.
VS1g - скорость сваливания при единичной перегрузке (т.е. непосредственно перед падением подъемной силы).
Для самолетов с FbW (таких как А320) установлено соотношение:
VS = 0.94 x VS1g
Va PROT - скорость на которой становится активным защита самолета по углу атаки (для NORMAL LAW).
Va MAX - скорость, соответствующая максимально возможному углу атаки (для NORMAL LAW).
VSW - скорость предупреждения о сваливании (для ALTERNATE и DIRECT LAW)
VEF - скорость, на которой предположительно происходит отказ критически важного двигателя. VEF устанавливается эксплуатантом и нужна для расчета скорости V1, при этом VEF не может быть ниже чем VMCG.
3. Скорости самолета на взлете:
VEF - скорость, на которой предположительно происходит отказ критически важного двигателя. VEF устанавливается эксплуатантом и нужна для расчета скорости V1, при этом VEF не может быть ниже чем VMCG.
VMBE - максимальная скорость, на которой кинетическая энергия ВС еще может быть погашена тормозной системой.
V1 - максимальная скорость, на которой экипаж может принять решение о прекращении взлета, будучи уверен, что сможет остановить воздушное судно в пределах ВПП. После достижения на разбеге скорости экипаж обязан продолжить взлет, эта скорость зависит от массы самолета и эффективности тормозной системы.
V1 ≤ VMBE
VR - V rotation - скорость подъема носовой стойки- скорость, на которой пилот начинает подъем носовой стойки шасси. Темп подъема носовой стойки примерно 3° в секунду.
VLOF – скорость отрыва самолета - скорость, на которой самолет оказывается в воздухе.
V2 - минимальная скорость набора высоты, которая должна быть на высоте 35 футов над поверхностью ВПП в случае отказа двигателя.
V2 ≥ 1,13 Vs1g
F-speed - минимальная скорость уборки закрылков при взлете. Также используется и при заходе на посадку. Отмечена буквой "F" на шкале скорости на PFD. F-speed равна примерно 1,22 VS ( для механизации в положении CONF 1 + F).
S-speed - минимальная скорость уборки предкрылков при взлете. Также используется и при заходе на посадку. Отмечена буквой "S" на шкале скорости на PFD. S-speed равна примерно 1,23 VS (для чистого крыла).
Green dot speed - скорость "зеленой точки" - скорость соответствующая максимальному аэродинамическому качеству самолета для чистого крыла. Отображается на шкале скорости на PFD в виде зеленой точки (удивительно!). Используется при планировании с отказавшими двигателями или для максимально эффективного набора высоты.
4. Скорости самолета на посадке:
VLS - минимальная выбираемая скорость. На любых этапах полета пилотам нельзя устанавливать скорость меньше чем VLS.
VLS = 1.23 Vs1g
VAPP – скорость на конечном этапе захода на посадку - скорость воздушного судна в процессе посадки до высоты 50 футов над поверхностью ВПП.
VAPP ≥ VLS, VAPP = VLS + поправка на ветер (поправка на ветер ограничена не может быть меньше 5 узлов и больше 15 узлов).
В случае отказа в полете, аварийной обстановки или нестандартной конфигурации расчеты характеристик базируются на расчетной конфигурации и на расчетной скорости VREF.
VREF - скорость при заходе на посадку в точке на высоте 50 футов при установленной посадочной конфигурации.Для самолета А320 это «CONF FULL» (максимальный угол отклонения закрылков).
VREF= VLS (для механизации в положении CONF FULL)
В случае отказа, затрагивающего посадочные характеристики, согласно документации компании Airbus в VREF вносится поправка, учитывающая характер отказа, то есть скорость будет:
VAPP = VREF + ΔVINOP + поправка на ветер.
Вот вроде и все!