Самый большой подарок, который мне преподнесла моя мама - это невероятное детство. Детство - красочнее любого мультфильма, невероятнее фантастических фильмов и, конечно, сказочно-питательное для писательского воображения.
Я уже делилась буднями в зоопарке, а теперь хочу рассказать про лосей и дебри костромских лесов.
Прочитать о детстве в зоопарке можно здесь 👇🏻
Мама моя - специалист по протоколу и этикету имеет диплом биолога-охотоведа, много-много лет назад она долгое время работала на Сумароковской лосеферме в Костромской области.
Мама изучала жизнь и повадки лосей, доила лосих и выращивала лосят.
Лосихи на Сумароковской лосеферме живут на свободном выгуле в лесу, но ежедневно приходят на ферму, лосят после родов у них уводят, а лосихи исправно возвращаются обратно сдавать молоко, считая доярок своими детьми. Молоко частично доставалось лосятам, а некоторое его количество использовалось в лечебных целях в находящемся рядом в советские времена санатории.
Лосиное молоко очень густое, жирное и на вкус соленое, пропитанное запахом трав.
Когда мне ещё не было года, мы с мамой приехали на лосеферму и прожили там пару месяцев, свой первый день рождения я там и отметила.
Меня, спящую в большой плетёной корзине крошку, мама оставляла под ёлкой и уходила к лосям, а на обратном пути забирала.
Потом мы вновь приезжали в Сумароково, когда мне было семь. Несмотря на то, что я росла в зоопарке, поездка к лосям вросла в мою память как сказка, воплощённая между сном и реальностью.
Леса там дремучие - Бабка-ёжкины и Кощеевы, дом старый, половицы скрипучие, домовой за печкой сидит, и даже мальчик, мой ровесник, сын работницы фермы, словно Лель льняные волосы по плечи носит и зовётся Ванечкой. Мы с ним на рыбалку ходили и песни в поле пели.
А тут ещё лосята в свободном доступе, корми, играй, ласкай, дружи. Оказалось, что привыкают они к человеку намного быстрее жеребят, два раза травы принёс, по имени назвал, погладил, лбы между ушей почесал и все - можешь среди леса звать и он к тебе прибежит. Ноги тонкие, нелепые, как у жирафят. Бежит чудо на тебя и с разбегу ноги на твои плечи ставит. Я и сама невелика была, стою - чуть не падаю, а он мне лицо как щенок облизывает. Гладишь его и чувствуешь шишки будущих рогов под плюшем между мохнатых ушей.
Правда, несмотря на юные годы, во мне было понятное, сформированное впечатление упадка. Тогда в 96 году, мне казалось, что все это вот-вот развалится, исчезнет, останется лишь на черно-белых фото газетных вырезок и на специальных стендах краеведческого музея, где-то среди обломков глиняных плошек и костей мамонтов.
Но прошло уже двадцать пять лет, мы больше так и не возвращались в мамино прошлое, но я знаю, что лосеферма до сих пор жива, наверное, скрипит старый доильный аппарат, не хватает осиновых и ивовых веников, заготовленных для лосей на зиму, немного завалена левада, но кто-то по-прежнему даёт лосятам имена.
P.S. Подписывайтесь, ставьте палец вверх, делитесь моими статьями с друзьями и пишите в комментариях вопросы, постараюсь ответить на все и, может быть, написать продолжение, основанное на воспоминаниях моей мамы.
Прекрасной жизни и красивых мыслей!
Мария и Маша.